Фильмология

Фильмология

Фильмология – наука о фильме. Этот киноведческий термин ввели в употребление в XX веке учёные из Франции, которые изучали воздействие фильма на зрителей в разных областях. Главной задачей французские теоретики считали выявление связи между внутренней структурой кинокартины и закономерностью его восприятия.

Фильмология объединила в то время специалистов в разных странах, опирающихся на совсем разные философские концепции — от близких к марксизму до неофрейдистов и бергсонианцев, чем и объясняется методологическая пестрота фильмологических исследований.

Понятие «фильмология» возникло в первые послевоенные годы, когда в Париже был создан «Центр фильмологических исследований», а в 1948 в Сорбонне организован «Институт фильмологии».

В 1947 началось издание журнала «Международное обозрение фильмологии» («Revue intetnationale de filmologie»). Фильмологическими исследованиями руководили французские учёные М. Рок и Ж. Коан-Сеа. Основные положения aильмологии изложены в работах Ж. Коан-Сеа.

  • «Эссе о принципах философии кино» (1959)
  • «Проблемы кино и зрительной информации» (1961)

А также в статье Э. Сурио «Область фильма и словарь фильмологии» (1966).

Необходимость комплексного изучения кино определила участие в фильмологических исследованиях не только киноведов, таких, как:

  • Ж. Садуль
  • Э. Кракауэр
  • А. Базен)

но также и:

  • эстетиков (Э. Сурио, Р. Ингарден)
  • психологов (А. Валлон)
  • социологов (Э. Морен, Ж. Фридман)
  • психиатров
  • педагогов
  • представителей других гуманитарных и естественных наук

Курс фильмологии читался в Сорбонне и Римском университете. Исследовательские группы фильмологов были организованы в таких странах, как

  • Англия
  • Бельгия
  • Испания
  • Швейцария

В «Международном обозрении фильмологии» публиковались работы учёных более чем 20 стран. Материально-организационные трудности привели к прекращению в 1962 деятельности «Института фильмологии» и журнала, но фильмологические исследования продолжались и после этого и во Франции, и за её пределами. Большую работу вели польские фильмологи, которые главным внимание уделяют выработке наиболее рациональной методологии комплексного исследования кинематографических процессов.

Оставьте комментарий

Оставьте ваш голос*

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *