Фильмология – наука о фильме. Этот киноведческий термин ввели в употребление в XX веке учёные из Франции, которые изучали воздействие фильма на зрителей в разных областях. Главной задачей французские теоретики считали выявление связи между внутренней структурой кинокартины и закономерностью его восприятия.
Фильмология объединила в то время специалистов в разных странах, опирающихся на совсем разные философские концепции — от близких к марксизму до неофрейдистов и бергсонианцев, чем и объясняется методологическая пестрота фильмологических исследований.
Понятие «фильмология» возникло в первые послевоенные годы, когда в Париже был создан «Центр фильмологических исследований», а в 1948 в Сорбонне организован «Институт фильмологии».
В 1947 началось издание журнала «Международное обозрение фильмологии» («Revue intetnationale de filmologie»). Фильмологическими исследованиями руководили французские учёные М. Рок и Ж. Коан-Сеа. Основные положения aильмологии изложены в работах Ж. Коан-Сеа.
- «Эссе о принципах философии кино» (1959)
- «Проблемы кино и зрительной информации» (1961)
А также в статье Э. Сурио «Область фильма и словарь фильмологии» (1966).
Необходимость комплексного изучения кино определила участие в фильмологических исследованиях не только киноведов, таких, как:
- Ж. Садуль
- Э. Кракауэр
- А. Базен)
но также и:
- эстетиков (Э. Сурио, Р. Ингарден)
- психологов (А. Валлон)
- социологов (Э. Морен, Ж. Фридман)
- психиатров
- педагогов
- представителей других гуманитарных и естественных наук
Курс фильмологии читался в Сорбонне и Римском университете. Исследовательские группы фильмологов были организованы в таких странах, как
- Англия
- Бельгия
- Испания
- Швейцария
В «Международном обозрении фильмологии» публиковались работы учёных более чем 20 стран. Материально-организационные трудности привели к прекращению в 1962 деятельности «Института фильмологии» и журнала, но фильмологические исследования продолжались и после этого и во Франции, и за её пределами. Большую работу вели польские фильмологи, которые главным внимание уделяют выработке наиболее рациональной методологии комплексного исследования кинематографических процессов.