Музыкальный фильм

Музыкальный фильм

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ — кинопроизведение, в котором большое место занимает музыка (вокальная или инструментальная), во многом определяющая как внешние стилистические черты, так и внутреннюю, драматургическую структуру кинокартины. В большинстве музыкальных фильмов музыка к фильму активно участвует в сюжете, способствует раскрытию идеи фильма.

В начальный период звукового кино (на рубеже 20—30-х гг.) из всех звуковых выразительных средств наиболее интенсивно использовалась музыка. Создавались сценарии для экранизации оперетт и мюзик-холльных обозрений, приглашались для съёмок известные эстрадные и оперные певцы, музыкальные коллективы. Первые звуковые или озвученные фильмы были, как правило, музыкальными, например, в США —

  • «Певец джаза» (1927, режиссёр А. Кросленд)
  • «Поющий глупец» (1928, режиссёр Л. Бэкон)

где в обоих фильмах главную роль исполнял известный эстрадный певец О. Джолсон.

  • «Бродвейская мелодия» (1929, роду, режиссёр Г. Бомон).
  • «Король джаза» (1980, режиссёры Йеллен и Эйджер, с участием оркестра П.Уайтмена
«Бродвейская мелодия» – американский
музыкальный фильм 1929 года и первый 
звуковой фильм, получившим 
премию “Оскар” за лучший фильм

в Англии — «Поющий город» (1940, с участием певца Я. Кипуры).

Основное внимание творческих работников кино в это время было направлено на поиски наиболее эффектной подачи музыкальных произведений. Часто это были вставные музыкальные номера. Широкое распространение получили так называемые шлягеры — незамысловатые, но «броские», эффектные песенки.

Музыкальный фильм: американские фильмы-ревю

В конце 20 — начале ЗО-х были поставлены американские фильмы-ревю:

  • «Аллилуйя» (1929, режиссёр К. Видор, в фильме участвовали негритянские певцы и музыкальные коллективы)
  • «Золотоискательницы 1933 года» (1933, режиссёр М. Ле Рой),
  • «Сорок вторая улица» (1933, режиссёр Л. Бэкон)

Экранизации оперетт, водевилей, светских комедии были поставлены американским режиссёром Э. Любичем:

  • «Парад любви» (1931)
  • «Монте-Карло» (1930)
  • «Улыбающийся лейтенант» (1931)
  • «Один час с тобой» (1932)
  • «Весёлая вдова» (1934)

В Германии поставлены оперетты:

  • «Дорога в рай» (1930, режиссёр В. Тиле)
  • «Конгресс танцует» (1931, режиссёр Э. Чарелл)

Одним из первых подлинно музыкальных фильмов, в котором музыка органично входила в действие, активно участвовала в сюжете, был американский фильм «Цилиндр» (1935, режиссёр М. Сэндрич, композитор И. Берлин).

Музыкальный фильм  «Цилиндр» (1935, режиссёр М. Сэндрич, комп. И. Берлин) - исполнители главных ролей Фред Астер и Джинджер Роджерс
Исполнители главных ролей в фильме «Цилиндр» (1935, режиссёр М. Сэндрич, комп. И. Берлин) – Фред Астер и Джинджер Роджерс

Музыкальная кинокомедия

Такая категория как музыкальный фильм имеет весьма большое стилистическое и жанровое разнообразие. Наибольшее распространение получила музыкальная кинокомедия: США —

  • «Весёлый бандит», 1936, режиссёр Р. Мамулян, с участием Н. Мартини
  • «Шампанский вальс», в советском прокате — «Мелодии вальса», 1937, режиссёр Э. Сетерленд
  • «Без ума от музыки», в советском прокате — «Секрет актрисы», 1938, режиссёр Н. Таурог
  • «Первая любовь», в советском прокате—«Первый бал». 1939, режиссёр Г. Костер, комп. Ч. Превин
  • «Весенний парад», в советском прокате — «Весенний вальс», 1940, режиссёр Костер, композитор. Р. Штольц
  • «Семь невест для семи братьев», 1954, режиссёр С. Доунен, композитор Дж. де Поль.

Кинокомедии с участием музыкальных эксцентриков

Фильмы с участием Э. Кантора:

  • «Римские скандалы», 1933
  • «Али-Баба едет в город», 1937

Фильмы с участием братьев Маркс: 

  • «Кокосовые орешки»
  • «День на скачках»
  • «Ночь в опере»

Италия —

  • «Вернись в Сорренто», 1962, режиссёр К. Брагалья, музыка Ч. А. Биксио
  • «Оперные безумства», в советском прокате — «Любимые арии», 1940, режиссёр М. Коста
  • «Песни на улицах», 1952, режиссёр М. Ланди
  • «Сто серенад», 1954, режиссёр А. Майоно, композитор. И. Оливьеро

Австрия —

  • «Когда я счастлив», в советском прокате «Звезда варьете», 1938, режиссёр К. Ламач
  • «Дитя Дуная», 1950, режиссёр Г. Якоби, композитор Н. Досталь
  • «Потерянная мелодия», 1952, режиссёр Э. Борзоди

К этому же жанру относятся

  • английский фильм «Предоставьте это Джорджу», в советском прокате — «Джордж из Динки джаза», 1940, режиссёр М. Варнель
  • Немецкие фильмы «Женщина моих грёз», в советском прокате — «Девушка моей мечты», 1944, режиссёр Г. Якоби
  • аргентинский — «Возраст любви», 1953, режиссёр Х. Сарасени, композитор Р. Сарсосо, в главной роли Л.Торрес)

Музыкальный фильм в СССР. Советские кинокомедии

В З0-е годы в Советском Союзе утвердилась музыкальная кинокомедия, опирающаяся на массовую песню. Наиболее характерные произведения этого жанра созданы режиссёром Г. Александровым и композитором И. Дунаевским:

  • «Весёлые ребята» (1934, с участием джаза Л. Утесова)
  • «Цирк» (1936)
  • «Волга-Волга» (1935)
  • «Светлый путь» (1940)
Афиша фильма «Весёлые ребята»

Жизни колхозной деревни посвящены музыкальные кинокомедии И. Пырьева —

  • «Богатая невеста» (1938, музыка И. Дунаевского)
  • «Трактористы» (1939, музыка братьев Покрасс)
  • «Свинарка и пастух» (1941, музыка Т. Хренникова)
  • «Кубанские казаки» (1950, музыка И. Дунаевского)

В жанре музыкальной комедии работали также

  • А. Ивановский — «Антон Иванович сердится» (1941, музыка Д. Кабалевского)
  • Э. Рязанов — «Карнавальная ночь» (1956, музыка А. Лепина)

Ряд музыкальных кинокомедий создан и на киностудиях союзных республик. Дважды экранизировалась азербайджанская музыкальная комедия «Аршин мал алан» композитора У. Геджибекова (1945, режиссёры Р. Тахмасиб и Н. Лещенко, в главной роли Р. Бейбутов; 1965, режиссёр Т. Таги-заде).

Среди других национальных музыкальных кинокомедий:

  • «Далёкая невеста» (1948, режиссёр В. Иванов-Барков, композитор Н. Корчмарёв), Туркмения
  • «Девушка-джигит» (1955, режиссёр П. Боголюбов, композитор В. Соловьёв- Седой), Казахстан
  • «Кето и Котэ», режиссёр В. Таблиашвили и В. Гедеванишвили, музыка В. Долидзе и А. Кереселидзе), Грузия
  • «Стрекоза» (1954, режиссёр С. Долидзе, музыка С. Цинцадзе), Грузия
  • «Заноза» (1957, режиссёр Н. Санишвили, музыка С. Цинцадзе), Грузия
  • «Случайная встреча» (1961, режиссёр В. Невежин, музыка Э. Арро и У. Наиссоо), Эстония

Музыкальный фильм-оперетта

Были экранизированы оперетты и музыкальные комедии:

  • «Нищий студент» (Германия, 1936, режиссёр Г. Якоби, музыка Г. Миллёкера)
  • «Цыганский барон» (Германия, 1935, режиссёр К. Хартль, муз. И. Штрауса)
  • «Летучая мышь» (ГДР, 1946, режиссёр Г. Больвари, муз. И. Штрауса)
  • «Моя прекрасная леди» (США, 1964, музыка Ф. Лоу)

В СССР экранизированы оперетты

  • И. Дунаевского — «Белая акация» (1958, режиссёры И. Гриншпун, Г. Натансон)
  • «Вольный ветер» (1961, режиссёр Л. Трауберг)
  • Н. Стрельникова — «Холопка» (фильм «Крепостная актриса», 1963, режиссёр Р. Тихомиров)
  • Д. Шостаковича — «Москва, Черёмушки» (фильм «Черёмушки», 1963, режиссёр Г. Раппапорт)
  • Б. Александрова — «Свадьба в Малиновке» (1967, режиссёр А. Тутышкин)
  •  И. Кальмана — «Сильва» (1945, режиссёр А. Ивановский)
  • «Мистер Икс» («Принцесса цирка», 1959, режиссёр Ю. Хмельницкий)

Музыкально-биографические фильмы

Развитие получили музыкально-биографические фильмы. Поставлены картины, рассказывающие о жизни и творчестве композиторов, певцов, дирижёров:

Италия —

  • «Девушки из Неаполя» (о композиторе В. Беллини, 1935, реж. К. Галлоне),
  • «Молодой Карузо» (1951, режиссёр Дж. Джентиломо)
  • «Джузеппе Верди» (1953, режиссёр Р. Матараццо)

Австрия —

  • «Вена танцует» (о И. Штраусе-отце и И. Штраусе-сыне, 1951, режиссёр Э. Райнерт)
  • «Франц Шуберт» (1953, режиссёр В. Кольм-Вельте)
  • «Героическая симфония» (о жизни Л. Бетховена, 1959, рем. В. Кольм-Вельте)
  • «Кого любят боги» (1942) и «Дай руку, жизнь моя!» (1956, оба фильма о Моцарте, режиссёр К. Хартль)

США —

  • «Большой вальс» (о жизни И. Штрауса сына, 1939, режиссёр Ж. Дювивье)
  • «Голубая рапсодия» (о композиторе Дж. Гершвине, 1945, режиссёр И. Реппер)
  • «Великий Карузо» (1954, режиссёр Р. Тори, в главной роли М. Ланца)
Постер музыкального фильма «Большой вальс»  (о жизни И. Штрауса сына, 1939, режиссёр Ж. Дювивье)
Постер фильма «Большой вальс» (о жизни И. Штрауса сына, 1939, режиссёр Ж. Дювивье)

 Германия —

  • «Ночная серенада» («Маленький ноктюрн», фильм о Моцарте, 1940, режиссёр Л. Гайниш)
  • «Где моя дочь?» («Смейся, паяц», о композиторе Р. Леонкавалло, 1943, режиссёр Гайниш)

В советском кинематографе созданы музыкально-биографические фильмы:

  • «Глинка» (1947, режиссёр Л. Арнштам)
  • «Композитор Глинка» (1952, режиссёр Г. Александров)
  • «Мусоргский» (1950) и «Римский-Корсаков» (1953, режиссёр обоих фильмов Г. Рошаль)

Музыкальные киноповести

Некоторые музыкальные фильмы по характеру их драматургического построения предвосхищают собой своеобразные музыкальные киноповести:

  • «Музыкальная история» 1940, режиссёр А. Ивановский и Г. Раппапорт, в главной роли С. Лемешев)
  • «Солистка балета» (1947, режиссёр А. Ивановский, композитор В. Пушков)

А также французский фильм «Прелюдия славы» (1949) и «Призыв судьбы» (1952, режиссёр обоих фильмов Ж. Лакомб; в фильме снимался мальчик-дирижёр Р. Бенци).

Музыкальные мелодрамы

Нередко подобные фильмы приближаются к музыкальной мелодраме:

  • «Сто мужчин и одна девушка» (США, 1937, режиссёр Г. Костер, с участием дирижёра Л. Стоковского)
  • «Мечта Баттерфляй», в советском прокате — «Премьера Чио-Чно-сан», Италия, 1939, режиссёр К. Галлоне)

Музыкальный фильм, в котором события носят подлинно драматический характер, можно отнести к жанру музыкальной кинодрамы:

  • советский фильм «Петербургская ночь», 1934, режиссёр Г. Рошаль, композитор Д. Кабалевский
  • «Джузеппе Верди» (Италия, 1958, режиссёр К. Галлоно)
  • «Песни скитальца» («Бродяга и роза», Финляндия, 1951, режиссёр И. Унхо)

Появление мюзиклов

Продолжают ставиться фильмы-ревю:

  • «Волшебное ревю» (Австрия, 1959, режиссёр Э. Борзоди, композитор. Р. Шатц)
  • «Девушки из Такарацуки» (ФРГ, 1965, режиссёр М. Пелегхар)

В 60-е гг. происходит расширение и обогащение жанров музыкальных фильмов. Появляется новый жанр – мюзикл, в котором органически соединены черты, присущие

  • драме и комедии
  • балету и пантомиме
  • оперетте и опере

Например:

  • «Оклахома», США, 1956, режиссёр Ф. Циннеман, музыка Р. Роджерси
  • «Вестсайдская история», США, 1961, режиссёр Р. Уайз, Д. Робинс, музыка Л. Бернстайна
  • «Старики на уборке хмеля». Чехословакия, 1964, режиссёр Л. Рихман. композиторы И. Бажант, И. Маласек, В. Гала
  • советский фильм «Айболит-66», 1967, режиссёр Р. Быков, муз. Б. Чайковского
«Вестсайдская история» (англ. West Side Story) — музыкальная романтическая драма 1961 года режиссёров Роберта Уайза и Джерома Роббинса. Композитор Леонард Бернстайн
«Вестсайдская история» (англ. West Side Story) — музыкальная романтическая драма 1961 года режиссёров Роберта Уайза и Джерома Роббинса. Композитор Леонард Бернстайн

Музыкальный фильм – это не только художественная кинокартина, сюда относятся также киноконцерты, экранизации  балетов, опер, оригинальные кинооперы.