МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ — кинопроизведение, в котором большое место занимает музыка (вокальная или инструментальная), во многом определяющая как внешние стилистические черты, так и внутреннюю, драматургическую структуру кинокартины. В большинстве музыкальных фильмов музыка к фильму активно участвует в сюжете, способствует раскрытию идеи фильма.
В начальный период звукового кино (на рубеже 20—30-х гг.) из всех звуковых выразительных средств наиболее интенсивно использовалась музыка. Создавались сценарии для экранизации оперетт и мюзик-холльных обозрений, приглашались для съёмок известные эстрадные и оперные певцы, музыкальные коллективы. Первые звуковые или озвученные фильмы были, как правило, музыкальными, например, в США —
- «Певец джаза» (1927, режиссёр А. Кросленд)
- «Поющий глупец» (1928, режиссёр Л. Бэкон)
где в обоих фильмах главную роль исполнял известный эстрадный певец О. Джолсон.
- «Бродвейская мелодия» (1929, роду, режиссёр Г. Бомон).
- «Король джаза» (1980, режиссёры Йеллен и Эйджер, с участием оркестра П.Уайтмена

музыкальный фильм 1929 года и первый
звуковой фильм, получившим
премию “Оскар” за лучший фильм
в Англии — «Поющий город» (1940, с участием певца Я. Кипуры).
Основное внимание творческих работников кино в это время было направлено на поиски наиболее эффектной подачи музыкальных произведений. Часто это были вставные музыкальные номера. Широкое распространение получили так называемые шлягеры — незамысловатые, но «броские», эффектные песенки.
Музыкальный фильм: американские фильмы-ревю
В конце 20 — начале ЗО-х были поставлены американские фильмы-ревю:
- «Аллилуйя» (1929, режиссёр К. Видор, в фильме участвовали негритянские певцы и музыкальные коллективы)
- «Золотоискательницы 1933 года» (1933, режиссёр М. Ле Рой),
- «Сорок вторая улица» (1933, режиссёр Л. Бэкон)
Экранизации оперетт, водевилей, светских комедии были поставлены американским режиссёром Э. Любичем:
- «Парад любви» (1931)
- «Монте-Карло» (1930)
- «Улыбающийся лейтенант» (1931)
- «Один час с тобой» (1932)
- «Весёлая вдова» (1934)
В Германии поставлены оперетты:
- «Дорога в рай» (1930, режиссёр В. Тиле)
- «Конгресс танцует» (1931, режиссёр Э. Чарелл)
Одним из первых подлинно музыкальных фильмов, в котором музыка органично входила в действие, активно участвовала в сюжете, был американский фильм «Цилиндр» (1935, режиссёр М. Сэндрич, композитор И. Берлин).

Музыкальная кинокомедия
Такая категория как музыкальный фильм имеет весьма большое стилистическое и жанровое разнообразие. Наибольшее распространение получила музыкальная кинокомедия: США —
- «Весёлый бандит», 1936, режиссёр Р. Мамулян, с участием Н. Мартини
- «Шампанский вальс», в советском прокате — «Мелодии вальса», 1937, режиссёр Э. Сетерленд
- «Без ума от музыки», в советском прокате — «Секрет актрисы», 1938, режиссёр Н. Таурог
- «Первая любовь», в советском прокате—«Первый бал». 1939, режиссёр Г. Костер, комп. Ч. Превин
- «Весенний парад», в советском прокате — «Весенний вальс», 1940, режиссёр Костер, композитор. Р. Штольц
- «Семь невест для семи братьев», 1954, режиссёр С. Доунен, композитор Дж. де Поль.
Кинокомедии с участием музыкальных эксцентриков
Фильмы с участием Э. Кантора:
- «Римские скандалы», 1933
- «Али-Баба едет в город», 1937
Фильмы с участием братьев Маркс:
- «Кокосовые орешки»
- «День на скачках»
- «Ночь в опере»
Италия —
- «Вернись в Сорренто», 1962, режиссёр К. Брагалья, музыка Ч. А. Биксио
- «Оперные безумства», в советском прокате — «Любимые арии», 1940, режиссёр М. Коста
- «Песни на улицах», 1952, режиссёр М. Ланди
- «Сто серенад», 1954, режиссёр А. Майоно, композитор. И. Оливьеро
Австрия —
- «Когда я счастлив», в советском прокате «Звезда варьете», 1938, режиссёр К. Ламач
- «Дитя Дуная», 1950, режиссёр Г. Якоби, композитор Н. Досталь
- «Потерянная мелодия», 1952, режиссёр Э. Борзоди
К этому же жанру относятся
- английский фильм «Предоставьте это Джорджу», в советском прокате — «Джордж из Динки джаза», 1940, режиссёр М. Варнель
- Немецкие фильмы «Женщина моих грёз», в советском прокате — «Девушка моей мечты», 1944, режиссёр Г. Якоби
- аргентинский — «Возраст любви», 1953, режиссёр Х. Сарасени, композитор Р. Сарсосо, в главной роли Л.Торрес)
Музыкальный фильм в СССР. Советские кинокомедии
В З0-е годы в Советском Союзе утвердилась музыкальная кинокомедия, опирающаяся на массовую песню. Наиболее характерные произведения этого жанра созданы режиссёром Г. Александровым и композитором И. Дунаевским:
- «Весёлые ребята» (1934, с участием джаза Л. Утесова)
- «Цирк» (1936)
- «Волга-Волга» (1935)
- «Светлый путь» (1940)

Жизни колхозной деревни посвящены музыкальные кинокомедии И. Пырьева —
- «Богатая невеста» (1938, музыка И. Дунаевского)
- «Трактористы» (1939, музыка братьев Покрасс)
- «Свинарка и пастух» (1941, музыка Т. Хренникова)
- «Кубанские казаки» (1950, музыка И. Дунаевского)
В жанре музыкальной комедии работали также
- А. Ивановский — «Антон Иванович сердится» (1941, музыка Д. Кабалевского)
- Э. Рязанов — «Карнавальная ночь» (1956, музыка А. Лепина)
Ряд музыкальных кинокомедий создан и на киностудиях союзных республик. Дважды экранизировалась азербайджанская музыкальная комедия «Аршин мал алан» композитора У. Геджибекова (1945, режиссёры Р. Тахмасиб и Н. Лещенко, в главной роли Р. Бейбутов; 1965, режиссёр Т. Таги-заде).
Среди других национальных музыкальных кинокомедий:
- «Далёкая невеста» (1948, режиссёр В. Иванов-Барков, композитор Н. Корчмарёв), Туркмения
- «Девушка-джигит» (1955, режиссёр П. Боголюбов, композитор В. Соловьёв- Седой), Казахстан
- «Кето и Котэ», режиссёр В. Таблиашвили и В. Гедеванишвили, музыка В. Долидзе и А. Кереселидзе), Грузия
- «Стрекоза» (1954, режиссёр С. Долидзе, музыка С. Цинцадзе), Грузия
- «Заноза» (1957, режиссёр Н. Санишвили, музыка С. Цинцадзе), Грузия
- «Случайная встреча» (1961, режиссёр В. Невежин, музыка Э. Арро и У. Наиссоо), Эстония
Музыкальный фильм-оперетта
Были экранизированы оперетты и музыкальные комедии:
- «Нищий студент» (Германия, 1936, режиссёр Г. Якоби, музыка Г. Миллёкера)
- «Цыганский барон» (Германия, 1935, режиссёр К. Хартль, муз. И. Штрауса)
- «Летучая мышь» (ГДР, 1946, режиссёр Г. Больвари, муз. И. Штрауса)
- «Моя прекрасная леди» (США, 1964, музыка Ф. Лоу)
В СССР экранизированы оперетты
- И. Дунаевского — «Белая акация» (1958, режиссёры И. Гриншпун, Г. Натансон)
- «Вольный ветер» (1961, режиссёр Л. Трауберг)
- Н. Стрельникова — «Холопка» (фильм «Крепостная актриса», 1963, режиссёр Р. Тихомиров)
- Д. Шостаковича — «Москва, Черёмушки» (фильм «Черёмушки», 1963, режиссёр Г. Раппапорт)
- Б. Александрова — «Свадьба в Малиновке» (1967, режиссёр А. Тутышкин)
- И. Кальмана — «Сильва» (1945, режиссёр А. Ивановский)
- «Мистер Икс» («Принцесса цирка», 1959, режиссёр Ю. Хмельницкий)
Музыкально-биографические фильмы
Развитие получили музыкально-биографические фильмы. Поставлены картины, рассказывающие о жизни и творчестве композиторов, певцов, дирижёров:
Италия —
- «Девушки из Неаполя» (о композиторе В. Беллини, 1935, реж. К. Галлоне),
- «Молодой Карузо» (1951, режиссёр Дж. Джентиломо)
- «Джузеппе Верди» (1953, режиссёр Р. Матараццо)
Австрия —
- «Вена танцует» (о И. Штраусе-отце и И. Штраусе-сыне, 1951, режиссёр Э. Райнерт)
- «Франц Шуберт» (1953, режиссёр В. Кольм-Вельте)
- «Героическая симфония» (о жизни Л. Бетховена, 1959, рем. В. Кольм-Вельте)
- «Кого любят боги» (1942) и «Дай руку, жизнь моя!» (1956, оба фильма о Моцарте, режиссёр К. Хартль)
США —
- «Большой вальс» (о жизни И. Штрауса сына, 1939, режиссёр Ж. Дювивье)
- «Голубая рапсодия» (о композиторе Дж. Гершвине, 1945, режиссёр И. Реппер)
- «Великий Карузо» (1954, режиссёр Р. Тори, в главной роли М. Ланца)

Германия —
- «Ночная серенада» («Маленький ноктюрн», фильм о Моцарте, 1940, режиссёр Л. Гайниш)
- «Где моя дочь?» («Смейся, паяц», о композиторе Р. Леонкавалло, 1943, режиссёр Гайниш)
В советском кинематографе созданы музыкально-биографические фильмы:
- «Глинка» (1947, режиссёр Л. Арнштам)
- «Композитор Глинка» (1952, режиссёр Г. Александров)
- «Мусоргский» (1950) и «Римский-Корсаков» (1953, режиссёр обоих фильмов Г. Рошаль)
Музыкальные киноповести
Некоторые музыкальные фильмы по характеру их драматургического построения предвосхищают собой своеобразные музыкальные киноповести:
- «Музыкальная история» 1940, режиссёр А. Ивановский и Г. Раппапорт, в главной роли С. Лемешев)
- «Солистка балета» (1947, режиссёр А. Ивановский, композитор В. Пушков)
А также французский фильм «Прелюдия славы» (1949) и «Призыв судьбы» (1952, режиссёр обоих фильмов Ж. Лакомб; в фильме снимался мальчик-дирижёр Р. Бенци).
Музыкальные мелодрамы
Нередко подобные фильмы приближаются к музыкальной мелодраме:
- «Сто мужчин и одна девушка» (США, 1937, режиссёр Г. Костер, с участием дирижёра Л. Стоковского)
- «Мечта Баттерфляй», в советском прокате — «Премьера Чио-Чно-сан», Италия, 1939, режиссёр К. Галлоне)
Музыкальный фильм, в котором события носят подлинно драматический характер, можно отнести к жанру музыкальной кинодрамы:
- советский фильм «Петербургская ночь», 1934, режиссёр Г. Рошаль, композитор Д. Кабалевский
- «Джузеппе Верди» (Италия, 1958, режиссёр К. Галлоно)
- «Песни скитальца» («Бродяга и роза», Финляндия, 1951, режиссёр И. Унхо)
Появление мюзиклов
Продолжают ставиться фильмы-ревю:
- «Волшебное ревю» (Австрия, 1959, режиссёр Э. Борзоди, композитор. Р. Шатц)
- «Девушки из Такарацуки» (ФРГ, 1965, режиссёр М. Пелегхар)
В 60-е гг. происходит расширение и обогащение жанров музыкальных фильмов. Появляется новый жанр – мюзикл, в котором органически соединены черты, присущие
- драме и комедии
- балету и пантомиме
- оперетте и опере
Например:
- «Оклахома», США, 1956, режиссёр Ф. Циннеман, музыка Р. Роджерси
- «Вестсайдская история», США, 1961, режиссёр Р. Уайз, Д. Робинс, музыка Л. Бернстайна
- «Старики на уборке хмеля». Чехословакия, 1964, режиссёр Л. Рихман. композиторы И. Бажант, И. Маласек, В. Гала
- советский фильм «Айболит-66», 1967, режиссёр Р. Быков, муз. Б. Чайковского

Музыкальный фильм – это не только художественная кинокартина, сюда относятся также киноконцерты, экранизации балетов, опер, оригинальные кинооперы.