типаж

Типаж

ТИПАЖ — непрофессиональный исполнитель роли в фильме, обладающий ярко выраженными внешними чертами, присущими изображаемому персонажу.

Происхождение термина «типаж»

В современном кино использование типажа возникло в начале 20-х гг. XX века и было связано с творческими поисками режиссёра С. Эйзенштейна и отчасти с теорией «натурщика» Л. Кулешова. Общим для них было стремление освободить кино от слепого подражания театру. Но Кулешов был поборником работы с актёром и лишь стремился к тому, чтобы его исполнение отвечало специфическим особенностям кино.

Эйзенштейн же отвергал в то время обращение к профессиональным актёрам. Основой его творческой концепции было требование верности «неискажённой» натуре, протест против условности театральных приемов игры в кино, несовместимой с подлинностью изображённой на экране действительности.

Принцип работы с типажом

Работа с типажом основывалась на том, что у исполнителя пытались вызвать чисто рефлекторное поведение перед аппаратом, организуемое впоследствии режиссёром за монтажным столом. Дальнейшее развитие советского киноискусства подтвердило ошибочность полного отказа от профессиональных актёров. В 30-е гг. игра актёров в кино радикально изменилась в сторону максимальной психологической достоверности.

В конце 40-х. гг. принцип «типаж» был использован некоторыми итальянскими режиссёрами-неореалистами. В их фильмах, как правило, роли исполняли не актёры, а люди, найденные в среде рабочих, мелких служащих и др. Правдивое поведение на экране определялось непосредственностью исполнителей, а иногда было следствием природной актёрской одарённости.

Отдельные успешные попытки использования непрофессиональных исполнителей способствуют ещё большему повышению требовательности к актёрскому искусству, к созданию достоверных, жизненно-правдивых и глубоких по содержанию образов. В своём высшем проявлении такое искусство доступно лишь актёрам-профессионалам, обладающим талантом и высоким мастерством.

В современном кино принцип типажа используется главным образом при подборе участников массовых сцен и исполнителей эпизодических ролей.