Звуковое кино – производство и демонстрирование звуковых кинофильмов, содержащих (в отличии от немых) не только изображение, но и фонограммы со звукозаписью диалогов, музыки и шумов. В настоящее время все кинофильмы, выпускаемые для показа в кинотеатрах, являются звуковыми. Звуковые фильмы создаются также деятелями научного кино и кинолюбителями.
История звукового кино
Стремление соединить движущееся изображение со звуком свойственно кинематографу с первых лет его существования. Оно находило своё выражение прежде всего в музыкальном аккомпанементе, сопровождавшем демонстрацию немого фильма. Многие изобретатели пытались сконструировать аппарат, который обеспечил бы показ изображения с синхронным звуком. Это были
- кинетофон Т.Эдисона в США
- хронефон Л.Гомона во Франции
и ряд других приспособлений.
Пробовали помещать за экраном актёров, которые «озвучивали» то, что происходило на экране, как бы сейчас сказали, «в режиме реального времени». Наиболее перспективным в техническом отношении явилось изобретение (1906) Ю. Лооста. Он предложил звуковые колебания записывать фотографически на плёнку. Дальнейшее развитие этой идеи и привело к возможности применить звук в кино.
Техника звукового кино первоначально была основана на использовании оптических методов звукозаписи и звуковоспроизведения, обеспечивающих совмещение изображения и фонограммы. Это делалось, естественно, на киноплёнке. Этим одновременно достигалась сопряжение, синхронность звука и изображения, чего не удавалось достичь при использовании грамзаписи.
Первыми изобретателями фотографической записи звука являются русские учёные А. Виксцемский (1889) и И. Поляков (1900). Они предложили воспроизводить фотографическую записи звука при помощи фотоэлементов. Используя при этом позитив фонограммы.
Первое звуковое кино
В производство звуковое кино почти одновременно запустили в США, СССР и Германии в 1927—29гг. Изобретателями советских систем звукового кино были А. Шорин и П. Тагер. Первая звуковая кинопрограмма в СССР, записанная по системе Шорина, была продемонстрирована в Ленинграде, в экспериментальном звуковом кинотеатре, открытом 5 октября 1929г. Первым советским художественным звуковым фильмом, записанным по системе Тагера, был фильм «Путёвка в жизнь» (1931, режиссёр Н. Экк).
Магнитный метод записи звука
Большое значение для усовершенствования звукового кино имело внедрение в 50-х гг. магнитного метода записи и воспроизведения звука.
Магнитная запись звука позволила значительно повысить качество получаемых в процессе производства первичных фонограмм, а в дальнейшем — выпускать широкоэкранные, широкоформатные и панорамные фильмы с многоканальной стереофонической фонограммой.
Появление новых видов кинематографа:
- широкоэкранного
- панорамного
- кругорамного
- широкоформатного со стереофоническим звуковоспроизведением, использующим большое число (до 6-9) каналов
очень сильно повысило качество звукопередачи.
Применение звука в кино знаменовало новый этап его развития, расширило возможности киноискусства, увеличило арсенал его выразительных средств.