Актерская импровизация

Что такое актерская импровизация

Ли Страсберг рассказывал, как его восхищали предварительные наброски, исследования и рисунки, сделанные его любимыми артистами для предстоящей им работы. Он уподоблял этот процесс актерской импровизации, где актер создает произведение искусства — спектакль, выражая предварительные мысли, которые меняются, формируются, оттачиваются. Актерская импровизация вдохновляет вас справляться с испытаниями и сложностями работы над образом, глядя на мир другими глазами, рискуя, выстраивая неожиданные связи так, чтобы верной тропой двигаться к раскрытию образа.

Актерская импровизация — это то, что вы проделываете спонтанно без предварительно подготовленного диалога или действия: вы исследуете тему, отношения, событие или ситуацию. Когда вы готовитесь к сцене или монологу во время репетиций или в процессе постановки, вы можете использовать «Импровизацию» везде, где это необходимо для прояснения и понимания того или иного момента в сцене.

Поначалу вы играете сцены, не придерживаясь текста и их порядка в пьесе, иногда вне контекста, в надежде на создание ситуаций, способных пролить свет на авторский материал и позволить вам глубже проникнуть в суть вашего персонажа.

Вы нащупываете поведение, не беспокоясь о том, как произнести текст, не сосредоточивайтесь на себе. Импровизация требует воображения и своего рода креативности, допуская некоторый беспорядок, ошибки, эксперименты и свежие, неожиданные и необычные решения.

Исторический контекст

Импровизация — такая же старая театральная художественная форма, как сама актерская игра. Наиболее ранние проявления — шаманские представления перед членами клана или племени. В ХУI веке комедия дель арте стала одной из первых форм профессиональных исполнительских компаний. Которые выступали на улицах и площадях по импровизированным сценариям, используя маски с гипертрофированными чертами, превращающие героев в схематических персонажей со свойственными им характерами и традиционными диалогами, передававшимися из уст в уста. Иногда они разрушали воображаемую стену, отделяющую их от зрителей, и обращались к ним напрямую, исполняя не написанные в пьесе сцены, оставаясь при этом в образе.

Знакомство с персонажем

Импровизируя и придумывая сцены, не заложенные в пьесе или киносценарии, вы ближе знакомитесь с персонажем. Исполнение сцен, которые могли бы произойти до или после действия, описанного в пьесе, дополняет историю и укрепляет вашу веру в то, что вы делаете. Когда речь идет о другой эпохе или незнакомой культуре, импровизации особенно ценны, поскольку приспосабливают вас квоображаемому миру пьесы.

В книге «Работа актера над собой» Станиславский писал, что и пьеса, и персонажи, и обстоятельства, и все искусство — продукт воображения. Он говорил, что в превращении пьесы в театральную реальность воображение играет для актера важнейшую роль. Импровизация как средство развития воображения используется в обучении, на репетициях, на съемках, когда это необходимо. Гарольд Клерман в книге «О режиссуре» отмечал, что актерская импровизация — это не форма анархии, она не означает, что можно делать что угодно.

Театр «Груп» в 1930-е годы применял импровизацию в своей инновационной работе, когда начал развиваться Метод. Станиславский, бегло говоривший по-французски, использовал термин «этюд», означающий целенаправленную импровизацию или упражнение, который может относиться также к короткому сольному номеру, какие музыканты практикуют для совершенствования мастерства. Могут ли слова «ЭТЮД» и «импровизация» использоваться как взаимозаменяемые понятия или одно из них более общее, а другое более специфическое — тема спорная. Так или иначе я обучаю этой технике для того, чтобы добиваться в игре большего самосознания и изобретательности.

Актерская импровизация: в какие упражнения включить

Процесс «Импровизации» можно внести в несколько упражнений, включая «Картину», «Животное», «Момент уединения», для того чтобы способствовать связи между актерами, подталкивая их к тому, чтобы они учитывали друг друга и реагировали, вербально и невербально. Ваши действия имеют глубокое влияние на вашего сценического партнера. Актерская импровизация — прекрасная возможность учиться умению слушать и лучше отзываться на слова друг друга.

Есть бесчисленное множество разных чувств, которые можно исследовать, выполняя «Импровизацию». Для педагогов и режиссеров это превосходный инструмент развития актерской выразительности, который позволяет к тому же наблюдать за взаимодействием между партнерами и их восприимчивостью, чтобы лучше понять, как выявить сильные стороны актеров.

Комментарии по «Импровизации»

Вы можете делать «Импровизацию» молча или используя тарабарщину, но не строки из пьесы, либо можете перефразировать текст, хотя стоит отметить, что Страсберг не приветствовал это, за исключением тех случаев, когда иначе сложно понять материал.