Упражнение «Момент уединения»

Упражнение «Момент уединения»: описание

Обычно упражнение «Момент уединения» вы делаете в ходе обучения позже. Если только у вас нет особых проблем с концентрацией и самосознанием. Упражнение «Момент уединения» укореняет вас в настоящем, обеспечивая свободу движения и мысли, устраняя напряжение. В результате вы способны без стеснения выполнять все, что от вас требуется по роли физически и эмоционально. Некоторые люди априори играют раскованно и увлеченно, тогда это упражнение для них не так важно.

Как Страсберг придумал упражнение «Момент уединения»

Страсберг говорил нам, что он придумал упражнение «Момент уединения» в ответ на комментарий Станиславского, что одно из необходимых условий актерской игры — «публичное одиночество». Упражнение «Момент уединения» требует интенсивной концентрации особого рода, поэтому вы можете столкнуться с проблемой отвлекающих факторов. Вы можете выбрать уединенное личное занятие, которое вы никогда не стали бы делать перед кем-то.

Некоторые вещи, которые вы обычно делаете в одиночестве, не относятся к интимным моментам с точки зрения целей этого упражнения. Например, часто вы учите роль, репетируете, делаете записи в дневник, готовите еду в одиночестве. Однако Страсберг подчеркивал, что одним из элементов, составляющих «Момент уединения», должно быть занятие, в котором вы никогда не признаетесь. Такой характер внимания требует наших внутренних мыслей. Выполняя это упражнение, актеры любят изображать, что они делают записи в своих дневниках, но по большей части это занятие не такое уж уединенное, и это не то, о чем не скажешь правду. Если вы фанатично прячете ваш дневник, тогда другое дело.

Рекомендации

Желательно, прежде чем вы приступите к упражнению, поработать над своими ощущениями. Со временем вы сможете попробовать несколько разных «Моментов уединения», добавляя их к вашему набору упражнений, предназначенных для решения конкретных задач. Ваш педагог может судить о том, достигнут ли требуемый уровень интимности, по тому, как вы выходите из упражнения. При столкновении с другими людьми после пребывания в приватном состоянии бывают самые разные реакции — от смущения до истерического смеха или плача. Запомните, какие объекты и ощущения создали у вас чувство приватности.

Бывает так, что вы совершенно один на сцене обнаруживаете свои внутренние переживания или ведете себя так, как допустимо только в одиночестве. Аудитория должна чувствовать себя причастной к чему-то невиданному прежде. Это момент особого рода, когда зритель оказывается втянутым в личные размышления персонажа. Ваша задача — обнаружить интимность таких моментов, которые вызывают у зрителя сопереживание персонажу.

Упражнение «Момент уединения»: порядок выполнения

Чтобы подготовиться к упражнению, подумайте о таких вещах, которыми вы занимаетесь в одиночестве и которые вам было бы очень сложно делать перед кем-то. Некоторые примеры приватных занятий, которые могут быть вам полезны: буйные пляски, изучение себя в зеркале, безумные песнопения, выщипывание бровей, специфическая манера есть, чтение старых любовных писем, разговоры с самим собой; вопросы о смысле жизни, обращенные к себе, дирижирование оркестром. Это единственное из всех упражнений, которое не требует предварительного упражнения «Расслабление». Сама природа этого упражнения заставляет вас отпускать тормоза и быть расслабленным. Если же вы особенно напряжены и чувствуете, что не готовы приступить к упражнению, уделите время релаксации. Это никогда не вредно.

Начните с того, что во всех чувственных деталях воссоздайте уединенное и полностью приватное место. Выбранное вами место должно быть совершенно определенным, вроде спальни или студии. Будьте конкретны: воображая стены, полы, двери, потолки, окна, зеркала и мебель, наполняйте их предметами, вздохами, запахами и звуками.

Поскольку то, что вы делаете и думаете во время упражнения, отягощено значением и секретностью, возможно, у вас возникнут внутреннее сопротивление и трудности при его выполнении в классе перед другими. Если это не определенное место и оно не имеет характерных деталей в вашем воображении, приватности не получится. Вам может потребоваться время на выполнение выбранного занятия. Вы не должны делать его постоянно. Возвращайтесь к нему периодически.

Не сидите на одном месте при выполнении упражнения. Вставайте, будьте активными, воспроизводя в своем воображении чувственную реальность. Наконец, учитель может усложнить задачу, добавляя упражнения «Общие ощущения», «Персональные объекты», «Эмоциональные воспоминания», «Животные», «Монологи» и любое число сочетаний для одновременного исполнения вами. Сохраняйте расслабленность и самоконтроль на протяжении всего упражнения.

Впоследствии попробуйте сделать несколько раз. ных вариантов «Момента уединения» и запишите в вашем дневнике интересные для дальнейшей работы результаты.

Актерский комментарий 1

Почти год я наблюдал со стороны за тем, как некоторые актеры делали «Момент уединения». Пока я не начал делать его сам, я немог понять, в чем там суть. Мне казалось, что люди просто тратят время, ничего при этом не делая или притворяясь, что вдохновлены или слушают какую-то музыку. В то же время сам я изнурял себя упражнениями на сенсорную память, чтобы докопаться до сути и добиться результата. Так что для меня выбор «Момента уединения» выглядел как способ для лентяев отдохнуть, пока мы потеем над упражнениями на сенсорную память. Как-то раз одна актриса начала делать «Момент уединения», поправляя свою одежду, делая что-то и музицируя. Я видел, что она делает нечто совершенно непохожее на то, что раньше наблюдалу других.

То, что она выбирала, явно что-то для нее означало. В конце каждого занятия те, кто занимался упражнениями на сенсорную память, обычно прекращали первыми и наблюдали за теми, кто делал «Момент уединения». Я наблюдал за той актрисой и видел, что она ведет себя так, будто находится одна в каком-то потаенном месте. Это невозможно описать, она словно так себя и чувствовала. В какой-то момент Лола попросила ее остановиться, подойти к нам, и тут случилось что-то поразительное; девушка покраснела и начала плакать. Она была так смущена, как если бы ее застали за каким-то очень некрасивым занятием. Это была замечательная реакция.

Актерский комментарий 2

Когда я готовила свой «Момент уединения» дома, я составила список всего, что могло к этому относиться: какие-то действия; одежда, которую ношу; музыка, которую слушаю; личные привычки, которые себе позволяю. Я очень закрытый и интровертный человек и знаю, как трудно делать такое в классе. Я распространила свой список на все, чем занималась в приватной обстановке, не только в настоящее время, но и тогда, когда была маленькой или подростком. Начала я с того, что использовала все свои органы чувств, чтобы создать конкретное место, где ощущала себя наиболее приватно, и это была спальня. В мой первый «Момент уединения» в классе я громко пела, чего никогда не позволяла себе в присутствии других, поскольку стыдилась своего голоса.

Я испытываю глубинные страхи, и никогда не могла их пересилить. Даже когда я одна, не осмеливаюсь петь. В классе я организовала себе личное пространство и пела. Лола попросила меня подойти к другим студентам, я думала, что сейчас в обморок упаду. Стоя перед ними, я пела. Лола велела мне посмотреть на каждого из них. Это было такое мощное переживание, что я начала кричать. После первого раза я стала делать «Момент уединения» почти на каждом занятии. Это упражнение помогло все поставить на свои места. Я создала свое личное пространство, а внутри его надежных стен — свои действия, мысли и собственную «вселенную».

Потом я добавила общие ощущения, объект, или активность, связанную с моим персонажем или с чем-то, над чем работала. Я жила внутри этих стен с тем, что выбрала для изучения, на протяжении часа. Делая что-то очень личное для меня, я была эмоционально открыта и уязвима и не думала о зрителях. Это придавало моей игре больше правдивости и глубины. И это помогало мне жить на сцене, а не исполнять роль.

Актерский комментарий 3

«Моменты уединения» наиболее важны для меня на киносъемках. Контролируемый хаос киносъемок — с актерами в гриме, операторами, светотехниками, рабочими, устанавливающими тяжелое оборудование, — не дает возможности углубиться в себя, как в театре. Тем не менее я научился делать упражнение «Момент уединения», где бы ни находился. После нескольких минут релаксации при любом хаосе «Момент уединения» дает возможность сосредоточиться и создать вокруг себя непроницаемый кокон, внутри которого я могу создавать реальность своего персонажа и жить в ней — не окунаясь безвозвратно в другой мир, а, напротив, осознавая все происходящее вокруг и в полной готовности ожидая, когда позовут.