Упражнение «Расслабление»

Страсберг часто говорил в классе, что актерам нужны горячее сердце и холодная голова, чтобы она контролировала тело и разум, освобождая их от распространенных проблем напряжения, привычек и рассеянности. Как и Станиславский, Страсберг показывал значение и роль умения расслабляться по собственному желанию и достигать состояния, называемого Станиславским «творческим самочувствием», которое он описывал как состояние осознания и понимания того, как и где ощущения и эмоции могут осуществляться с наибольшей полнотой и выразительностью. Достичь творческого самочувствия вы можете, выполняя упражнение «Расслабление».

Упражнение «Расслабление»: польза для актера

Польза от этого упражнения огромная, оно очень тонизирует. К тому же оно предваряет все упражнения на чувственную память. Это упражнение надо неукоснительно выполнять в начале каждого занятия и каждый день. Расслабление выручит вас в самых разных ситуациях: не только перед сценой, но и

  • на встрече
  • на прослушиваниях
  • репетициях
  • на спектаклях
  • в любое время, когда вы теряете концентрацию или появляется тревога либо напряжение

Некоторые люди расслаблены от природы, но это исключение. Страсберг восторженно рассказывал о магии Элеоноры Дузе и ее, как он говорил, «сверхъестественной степени релаксации». Дузе славилась внутренней силой и внешней выразительностью. Ее руки передавали всю глубину чувств, когда были в покое, или тянулись к предмету, или брали его. Когда она двигалась, от ее тела исходили таинственная сокровенная грация и мощь.

Упражнение на расслабление способствуют концентрации и готовит к работе над устранением зажима, способного парализовать ум и тело, мешая им реагировать и функционировать полноценно. Воспринимайте «Расслабление» как способ контролировать себя физически и эмоционально, что должен уметь делать каждый актер. Когда вы полностью расслаблены, в ваш ум и душу можно что-то вложить, поскольку они открыты, спокойны и восприимчивы. Вы способны вновь сосредоточиться, если перед этим что-то вас отвлекло или возникли нежелательные чувства.

Страсберг говорил нам, что напряжение делится на психическое и физическое. В процессе расслабления вы стараетесь обнаружить участки тела, напряжение которых препятствует свободному потоку импульсов и мешает вам контролировать свое поведение. Чем больше вы тренируетесь, тем легче научитесь определять участки, в которых повторно возникает напряжение. Только дисциплина позволит вам достичь результатов, поэтому выполняйте упражнение каждый день дома перед другими упражнениями, перед спектаклем, репетицией или прослушиванием. Не пугайте расслабление с медитацией. Вы не уходите в себя, оставаясь неподвижными, но есть некоторые сходные черты в технике дыхания и осознании своих ощущений, чтобы сохранять присутствие здесь и сейчас.

Упражнение «Расслабление»: вызов эмоций

Упражнение на расслабление не имеет своей целью вызвать или стимулировать эмоциональный ответ, хотя это и может произойти. Вам надо научиться запускать и останавливать эмоции произвольно и никогда не позволять им уносить вас так, что вы окажетесь не в состоянии говорить и отреагировать на реплику вашего товарища по сцене. Если в процессе расслабления вы чересчур отдадитесь эмоциям и почувствуете, что теряете контроль, выговоритесь, чтобы признать проблему и добиться внимания преподавателя. Вы можете быть заняты в сцене, где нужно истерически кричать или расстраиваться, а минутой позже вам потребуется выдать другую эмоцию. Повторение упражнений станет искусством само по себе, и Страсберг часто использовал метафору, сравнивая тело с музыкальным инструментом, который нуждается в постоянной настройке, чтобы на нем можно было играть безошибочно и страстно.

Как победить бессознательные привычки

Упражнение «Расслабление» позволяет выявлять и побеждать мешающие бессознательные привычки, идущие во вред выразительности. Страсберг подчеркивал на занятиях, что, когда вы избавляетесь от подобных физических и эмоциональных привычек, мышцы и нервы расслабляются, тело становится более восприимчивым и отзывчивым, освобождаясь от собственных ограничений, заданных рамками стандартных реакций. В результате ваше воображение раскрепощается. Страсберг учил, что избавление от таких привычек открывает вам доступ к новым выразительным средствам. Глубоко укоренившиеся формы напряжения характеризуют вас часто негативно. Привычки могут быть деструктивными и перерастать в неэффективную манеру играть самих себя. «Расслабление» поможет вам осознать свои привычки, понять, как от них избавиться, и добиться новых форм выразительности.

Изучая свои действия, вы увидите, какие привычки довлеют над вами, Вполне возможно, что вашим персонажам не свойственны ваши манеры и привычки, так что ваша обязанность — суметь избавиться от них и сознательно усвоить манеры вашего персонажа.

О знаках препинания

Особенно сложно победить речевые привычки вроде бессознательного повторения выученной строки одним и тем же образом снова и снова, используя клишированные акценты или копируя других актеров, известных исполнением каких-то знаменитых строк. Не позволяйте знакам препинания в тексте — точкам, запятым, двоеточиям и тире — противоречить потенциальному произнесению строк. Из этих соображений в театре «Груп» (Тhе Сroup Тhеаter, 1931-1940), созданном Ли Страсбергом, Гарольдом Клерманом и Черил Кроуфорд, использовавшем в своей работе Метод, пьесы распечатывались без знаков препинания, что позволяло актерам свободнее воспринимать и трактовать текст. Кроме того, у вас может быть диалект или привычные ритмы, способные ограничивать ваши возможности, если не справиться с этой проблемой профессионально.

Указующие жесты

На мой вкус, особенно ужасно, если вы постоянно делаете указующие жесты. Недавно я имела несчастье наблюдать, как превосходный актер, один из моих любимцев, на протяжении всего спектакля отмечал направление. Всякий раз, когда он произносил «Я», он показывал на себя и аналогично при слове «ты» протягивал руку в сторону партнера по сцене и т. д. Это естественно — время от времени указывать на какие-то предметы из практических соображений или для того, чтобы подчеркнуть какие-то моменты, но делать это постоянно бессмысленно. Вы можете играть персонажа, которому такой жест не присущ совершенно. Не в тему бывает и качание головой. Мотать головой вверх-вниз при слове «да» и из стороны в сторону при слове «нет» — очевидный сигнал и часто бывает ненамеренным посланием. Вам нужно научиться присваивать привычки вашего персонажа и тормозить собственные, если они конфликтуют с образом вашего героя.

О физических недостатках

Если у вас есть какие-либо физические недуги или проблемы, то, вероятно, есть и какие-то особенности поведения, связанные с тем, как вы приспосабливаетесь к своему состоянию. В таком случае ваши привычки в первую очередь обусловлены этим. Например, если в детстве вас часто били, вероятно, вы уклонялись от боли, напрягая тело. Тело запоминает физическую травму эмоциональных событий в детстве, и вы проносите эту модель через всю свою жизнь. Признав эту привычку и постаравшись отказаться от нее, вы уменьшите ее хватку и найдете новые выразительные средства.

Что касается преподавателей, последовательность шагов в упражнении «Расслабление» представлена так, чтобы вы могли обучать ей. Вы проверяете актеров с точки зрения напряжения, изучаете их движения и даете рекомендации, когда очевидны признаки

  • зажима
  • привычек
  • механического произнесения текста
  • избыточных движений (или их отсутствия)

замеченные вами.

Совет учителям и режиссёрам

Учителя должны убедиться, что актеры не зажимаются, не статичны, не отвлекаются, не теряют связь при выполнении упражнений. Учитель должен отправить вас обратно к расслаблению на несколько минут, чтобы вы перенастроились — овладели собой и потом продолжали упражнение.

Что касается режиссеров, работающих с актерами, которые явно не расслаблены, имеет смысл предложить им позаниматься пятнадцать минут «Расслаблением». Даже актерам, не обучавшимся Методу, можно просто объяснить, насколько бесценно расслабление для актерской игры. Когда у режиссера достаточно времени перед репетицией, лучше всего проделать упражнение «Расслабление» со всей труппой.

Тайцзи, йога и другие практики работы с душой и телом, такие как методы Фельденкрайза и Александера, медитация и биофидбэк, помогают осознавать собственное тело. Однако упражнение «Расслабление» было задумано специально для актеров, чтобы они не отвлекались, преодолевали помехи для выразительности, потерю контроля, неспособность избавиться от привычек в классе, на репетициях и перед спектаклем.