Упражнение «Напиток на завтрак»

Об упражнении «Напиток на завтрак»

Делая упражнение «Напиток на завтрак», вы задействуете все ваши пять органов чувств, чтобы исследовать каждую деталь, касающуюся вашего привычного утреннего напитка. Страсберг всегда напоминал нам, чтобы мы не имитировали то, что делаем с реальной чашкой дома. Надо воссоздать свои ощущения и не поддаваться плохой привычке физической имитации того, что вы обычно делаете с предметом. 

Это не подражание настоящему процессу, а детальное воображаемое исследование с помощью всех чувств — одного за другим. Страсберг упорно говорил об актуализации воли и о необходимости сделать усилие, чтобы продолжать работу, что более важно, чем результат. В каждом упражнении проявляйте настойчивость, исправляйтесь и продолжайте. Здесь уместно вспомнить наблюдение Брехта: 

«Тот, кто пытается, может потерпеть неудачу. Тот, кто не пытается, уже потерпел ее».

Как выполнять упражнение «Напиток на завтрак»

  1. Сначала попрактикуйтесь дома с реальной чашкой и жидкостью достаточное количество времени — от получаса до 45 минут. 
  2. Потом переходите на воображаемую чашку примерно в течение часа, чтобы проверить свои ощущения и концентрацию. Не используйте чашку, которая, как вы думаете, может иметь для вас особую эмоциональную ценность, например подаренную вам или такую, из которой вы пили при каких-то волнующих обстоятельствах.
  3. На занятиях в классе вы сначала делаете упражнения на расслабление и только потом практикуетесь с воображаемой чашкой. Напиток должен быть нужной температуры, такой, какую вы любите, вы не изображаете, как готовите его. Он уже в вашем распоряжении.
  4. Начинайте упражнение с наполненной чашкой. Не останавливайтесь потому, что закончили пить. Продолжайте, пока вас не остановит учитель, а если занимаетесь дома, делайте упражнение на протяжении всего времени, отведенного на него.
  5. Задавайте себе вопросы о напитке. 
  • Каков вес чашки? 
  • Как ощущается ее ручка? 
  • Какова форма чашки и из чего она сделана?
  1. Пригубите напиток. Чувствуете ли вы, что напиток горячий или холодный? 
  2. Осознайте глоток и ощущение, как жидкость опускается по вашему пищеводу в пустой желудок. 
  3. Поднимите воображаемую чашку к лицу. Почувствуйте ее материал и температуру возле щеки или виска, как ребенок, впервые открывающий что-то для себя.

Чашка не всегда должна находиться в вашей руке. Она может парить в пространстве или ее можно поставить, куда вы захотите. Поэкспериментируйте с чашкой, заставляя ее выполнять необычные функции, например летать или стоять на вашем плече.

Ваши действия и то, как вы воспринимаете чашку, не обязаны быть логичными. Все действия, которые вы делаете сенсориально, помогут вам оставаться включенными и сосредоточенными.

В какой-то момент вы можете подумать, что вам надо выйти из игры, чтобы заняться другими делами, или вы почувствуете, что отвлеклись или заскучали. С этим надо честно разобраться. 

Как в случае любого отвлечения, сделайте следующее:

а потом продолжайте работу, исследуя теперь уже, вероятно, другой сенсорный аспект чашки и заставив себя усилием воли не бросать упражнение.

После упражнения

После того как вы освоили упражнение, продолжайте делать его дома с вашими воображаемыми ежедневными напитками.

Если упражнение вызовет у вас эмоции, воспоминания о каком-то человеке и месте, отметьте это для себя, но не фокусируйтесь на этом и не отдавайтесь этим чувствам, Вернитесь к упражнению.

Актерский комментарий

По утрам я всегда тороплюсь, поэтому готовлю себе кофе на автопилоте, не обращая особого внимания на то, что делаю, — обычно обдумываю предстоящий день, просто заглатывая свою дозу кофеина. Частенько я проливаю кофе, и кухня после этого выглядит так, будто по ней пронесся ураган. Но, когда я делал упражнения и пил кофе медленно, происходило невероятное. Я видел все, словно в замедленном кадре, малейшее движение и деталь, с легкостью делая все аккуратно и точно. Тревоги о предстоящем дне покидали меня, стоило сосредоточиться на чашке и ее содержимом — на ощущениях, связанных с этим.