РЕЖИССЁР (в кино) — постановщик фильма, возглавляющий всю творческую и производственную работу по его созданию.
Добиваясь единства драматического, ритмического и изобразительного решения фильма, режиссёр воплощает идейно-художественный замысел, работая с:
- актёрами
- оператором-постановщиком
- художником
- композитором
Выбор сценария
Важнейшим элементом начального этапа работы режиссёра над фильмом является выбор сценария или участие в его создании. Многие выдающиеся представители режиссёрского искусства (например, Чарли Чаплин и Александр Довженко) были авторами-режиссёрами, то есть режиссёрами и кинодраматургами одновременно.
Плодотворное сотрудничество связывало на протяжении многих лет отдельных режиссёров и кинодраматургов:
- Всеволод Пудовкин и Натан Зархи
- Михаил Ромм, Юрий Райзман и Евгений Габрилович
- Фрэнк Капра и Роберт Рискин
- Джон Форд и Дадли Николс
- Витторио Де Сика и Чезаре Дзаваттини
- Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский
В тех случаях, когда режиссёр принимает к постановке готовый сценарий, он либо оценивает его с точки зрения общей направленности своего творчества, своих возможностей, либо использует как работу над новой для себя тематикой и стилистикой.
Для кино бывают случаи «навязывания» режиссёру, в том числе и крупному, сценария, написанного в расчёте на «кинозвезду» или на определённую категорию зрителей. Например, подавляющее большинство режиссёров Голливуда лишены права самостоятельного выбора сценария, который предлагает им продюсер — представитель кинокомпании.
Режиссёрский сценарий
После работы со сценаристом, включающей детальное выяснение замысла сценария, отдельных сцен, поправок и доработки сцен, представляющихся режиссёру более слабыми или невыполнимыми в кино, наступает период написания режиссёрского сценария.
Этот период является чрезвычайно важным в постановке фильма. Несмотря на то, что в процессе работы могут возникнуть различные изменения, многое будет решено методом импровизации, именно режиссёрский сценарий во многом определяет художественное качество фильма. Как правило, режиссёр пишет этот сценарий при участии оператора и художника фильма, так как, в отличие от сценариста, описывающего среду, события, людей, режиссёр и его сотрудники как бы «видят» литературный сценарий на экране в его пластическом воплощении.
Режиссёрский сценарий иначе называется «монтажным», ибо он заранее намечает монтажную концепцию всей кинокартины и монтажные фразы каждой отдельной сцены. Монтажная разработка — это партитура фильма. Режиссёр, лишённый монтажного мастерства, просто «кадрирует» фильм, описывая, каким — крупным или средним планом снять героя, механически указывая метраж и примитивные мизанкадры.
Режиссёр-художник «видит» предложенный сценаристом эпизод, находя собственную интерпретацию, обогащающую эпизод, выражающую иногда неожиданными средствами подтекст эпизода или роли, ставящую нужные акценты.
В режиссерском сценарии предвидится:
- характер освещения сцены
- использования движущейся камеры
- ракурсы съёмки
- и даже способы печати
В нем указаны метраж сцены и каждого кадра с учётом, что этот метраж и создаст ритм сцены. Наконец, в режиссёрском сценарии режиссёр пишет на полях кадров режиссерскую экспликацию каждой сцены и даже кадра.
Но и при всём этом значение режиссёрского сценария прежде всего — в его творческой функции, в том, как режиссёр передаёт
- тему
- атмосферу
- ритм
- стиль
- жанр
первоначального сценария.
Многие видные режиссёры по-разному определяют значение и роль режиссёрского сценария. В то время как одни считают, что фильм создаётся «на бумаге», другие, например, Федерико Феллини, полагают, что режиссёрский сценарий — это только «чемоданы для путешествия», а самый фильм создаётся «в дороге».
Рене Клер же приступал к съёмкам только после того, как будущая кинокартина во всех деталях зафиксирована в режиссерском сценарии.
Режиссёр и съёмочная группа. Подготовительный период
Режиссёр, отвечающий вместе с директором группы за план и стоимость фильма, должен знать экономику производства, работу цехов студии и многое другое. Значительное место в постановке картины занимает подготовительный период. Основная работа в это время — пробы актёров на роли, являющиеся своеобразными эскизами будущего фильма, и окончательный выбор актёров.
Дальнейшая работа режиссёра над сценарием, после написания режиссёрского сценария, является чисто производственной: в ней участвуют члены съёмочной группы —
- оператор-постановщик
- художник-постановщик
- звукооператор
- директор группы
- второй режиссёр
и другие участники съёмочного процесса.
Написанный и раскадрированный режиссёрский сценарий превращается в монтировочный, в котором указывается
- съёмочный график
- количество персонажей
- количество сцен (с указанием метража)
- количество декораций
- количество съёмок на натуре
- количество аппаратуры и подсобных механизмов
Кроме этого, в подготовительный период
- разрабатываются эскизы декораций и костюмов
- определяются места натурных съёмок
- составляется смета затрат на производство фильма
Съёмочный процесс
Работа с актером, который должен в процессе съёмок создать кинообраз, важнейшая творческая задача кинорежиссёра. Как правило, актёры на основные роли приглашаются из числа постоянных актёров кино и из театра, а иногда и «со стороны», например, исполнители детских ролей.
К съёмкам массовых сцен («массовок») привлекаются непрофессионалы, работа с которыми особенно сложна из-за отсутствия у них актёрских навыков.
Репетиции, являющиеся основной формой подготовки спектакля в театре, в кинематографе своеобразны, как и вся работа с актёром. Как правило, предварительный репетиционный период не соблюдается, что создаёт дополнительные трудности во время съёмки.
Съёмочный процесс включает съёмки в павильоне и натурные съёмки, которые наиболее трудоёмки для режиссёра, так как зависят от климатических условий, связаны подчас со сложными экспедициями, переездами и т. п.
Обычно каждый кадр снимается с «дублями» (т. е. снимается несколько раз) для того, чтобы режиссёр мог выбрать лучшие кадры, наиболее выразительно раскрывающие замысел куска, мизансцены.
Режиссёр: работа над монтажом
Одновременно со съёмками режиссёр работает с монтажёром над монтажом фильма (полностью монтаж осуществляется по окончании съёмочного процесса). Монтаж — один из самых ответственных этапов постановки фильма. Он представляет собой творческий процесс, т. к. при просмотре снятого материала режиссёр окончательно создаёт образный строй будущей картины. Идёт поиск организаций монтажных фраз, монтажных комбинаций, позволяющих наиболее точно определить сущность, ритмическую форму фильма. Во время монтажа происходит тонировка фильма, т. е. записываются в специальных тонателье диалоги, по тем или иным причинам не записанные или плохо записанные во время съёмок, а также музыка, написанная композитором.
Очень часто режиссёры не имеют возможности самостоятельно монтировать свои фильмы. Эту работу выполняют специальные монтажёры, руководствующиеся главным образом указаниями продюсера, а не режиссёра.
Все звучания, имеющиеся в кадре, диалог актёров, музыка, различные шумы, записанные отдельно, сводятся режиссёром и звукооператором в одно целое на аппарате перезаписи, дающем добавочные возможности точного их сочетания и соотнесения друг с другом (усиление звучности речи для доведения её до шёпота, усиление звука грома, или пения птиц и др.).
Завершение работы над фильмом
Постановка фильма завершается созданием так называемой эталонной копии, художественно-техническое качество которой удовлетворяет требованиям режиссёра, оператора, звукооператора. Особую специфику имеет работа режиссёра документального кино, который создаёт фильм на основе съёмок подлинных событий. Многие режиссёры-документалисты являются одновременно и авторами своих картин. В работе над научно-популярными мультфильмами режиссёр использует выразительные средства киноискусства, имея в виду особенности этих фильмов.