панорамное кино

Панорамное кино

Панорамное кино — вид кинематографа, в котором применяется большой сильноизогнутый экран с широким углом (до 150—170 градусов по горизонтали). В результате этого границы экранного изображения почти незаметны. Оказываясь в центре панорамного изображения, располагаемого по дуге экрана, зритель чувствует себя как бы в реальных условиях жизни (эффект присутствия). Впервые панорамную съёмку и проекцию были выполнил режиссёр А. Ганс, Франция, в 1927г. Он показал снятый им на 3 плёнках фильм «Наполеон» 3-мя кинопроекторами на тройной экран, состоявший из 3-х граничащих друг с другом плоских экранов.

Широкое практическое применение панорамное кино получило с 1952, когда в США была создана система «Синерама» (Ф. Уоллер, Л. Томас). Были показаны панорамные фильмы («Это — синерама», «Семь чудес света» и другие). Съёмка и проекция осуществлялись на 3-х синхронно движущихся 35-мм киноплёнках, так что панорамное изображение образовывалось 3-мя «стыкующимися» частичными изображениями. Стереофонический звук (7 каналов) воспроизводился синхронно с отдельной магнитной ленты.

Панорамное кино. Устройство панорамного кинотеатра
Устройство панорамного кинотеатра

Панорамное кино в СССР

В 1957 в СССР была разработана аналогичная система панорамного кино — «Кинопанорама» (рук. Е. Голдовский). Показана первая экспериментальная программа панорамных фильмов (режиссёр К. Домбровский). В 1958 вышел первый советский полнометражный панорамный фильм «Широка страна моя…» (режиссёр Р. Кармен). Советская система панорамного кино отличалась высоким качеством стереофонического звука (9 каналов записи и воспроизведения).

В 1958 в США разработана система панорамного кино «Синемиракл» (фильм «Парусник»). Она обладала изобразительными возможностями, близкими к ранее созданным системам панорамного кино. В 1964 на Международной выставке в Лозанне (Швейцария) демонстрировался панорамный фильм на трёх 70-мм киноплёнках. Эта система отличалась более высоким качеством изображения. Достигалось это за счёт увеличенной площади кадров и сильным эффектом присутствия благодаря применению сильно изогнутого экрана больших размеров.

Схема установки «Синемирэкл» из трёх кинокамер

Недостатками этих систем панорамного кино являются:

  • техническая сложность (синхронная съёмка и проекция на 3-х киноплёнках)
  • наличие на экране двух заметных вертикальных стыков частичных изображений, проецируемых 3-мя кинопроекторами

В 1963 «Синерама» была видоизменена: для съёмки и проекции использованы однообъективный метод и 70-мм плёнка.

По своим изобразительным возможностям (в частности, по угловому размеру экранного изображения) такая система панорамного кино близка к системам широкоформатного кино, отличаясь от последних сильнее изогнутым экраном (стрела прогиба 0,3—0,4 ширины экрана) и его большей шириной (до 30 м).

Развитие панорамного кино

В ряде стран в 60-70 годах прошлого века велись поиски систем панорамного кино, совмещающих преимущества однообъективного метода съёмки и проекции с возможностями панорамного изображения весьма больших угловых размеров (вплоть до приближающихся к полусфере). В конце концов широкоформатное кино вытеснило панорамное.

Но в начале XXI века появились филь­мы в 3D формате. А после и в 4D, 5D. И такие фильмы обес­печивали прекрасное изо­бра­же­ние на боль­ших эк­ра­нах и тот самый эф­фект «при­сут­ст­вия», который был одним из особенностей панорамного кино. Так что можно говорить о возвращении панорамного кино в новом качестве.

Оставьте комментарий

Оставьте ваш голос*

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *