Упражнение «Эмоциональная память»

Об использовании и значении аффективной, или эмоциональной, памяти, как называл ее на своих занятиях Страсберг, написано немало. Страсберг говорил, что познакомился с этой теорией, изучая основополагающий труд Станиславского. На того, в свою очередь, во многом повлиял Теодюль Арман Рибо, французский психолог. Он первым употребил термин аффективная память в своей книге «Психология чувств». Эти открытия стали для Страсберга откровением и вдохновили его разработать на основе идей Станиславского упражнение «Эмоциональная память», обращаясь к секретам эмоциональной выразительности и проблеме повторения.

Страсберг часто рассказывал об использовании эмоциональной памяти Марселем Прустом в «Комбре», 1-й части 1-й книги цикла «В поисках утраченного времени». Как писал Пруст, вкус намоченного в чае печенья «Мадлен» вызывал у него забытые детские ощущения и наплывы воспоминаний.

Идея и цель упражнение «Эмоциональная память»

Идея и цель упражнения «Эмоциональная память», как учил Страсберг, — уметь произвольно возвращаться к событиям, случившимся в прошлом. Чтобы вновь переживать их так, чтобы можно было воспроизвести на сцене. Когда вы формулируете и описываете повлиявшее на вас событие, исследуя одно за другим свои ощущения, само тело обретает способность реагировать органично, открывая путь спонтанным жестам, выражающим чувства, которые вы вспоминаете. Вы откапываете в памяти травмирующие или радостные события, сформировавшие ваше мировоззрение и представления, питая тем самым творческий процесс. Если делать упражнение правильно, оно надежно воспроизводится и повторяется и может вызывать катарсис, преобразуя тягостные или радостные воспоминания в источник «боеприпасов» для работы.

Особенности упражнения

Страсберг настаивал, что в качестве таких переживаний не могут выступать недавние события, поскольку чем дольше хранились в памяти сильные эмоции, тем больше вероятность, что они останутся значимыми до конца вашей жизни. Ктому же возможно, вы успели полностью «переварить» их. Он советовал студентам использовать опыт по меньшей мере семилетней давности. Обращаться к событиям не столь отдаленного прошлого обычно менее надежно, да и ваша реакция на них может быть не столь выраженной. Однако, если недавно у вас происходило нечто похожее на то, что имеет отношение к персонажу, над которым вы работаете, воспользуйтесь и этим.

Вы не сможете делать упражнение «Эмоциональная память», пока не проведете сенсорную работу и не будете чувствовать себя уверенно с точки зрения эмоций внутри вас. Важно делать все правильно и поначалу под наблюдением педагога. Самостоятельное выполнение упражнения дома требует осторожности и контроля, чтобы вы могли остановиться при первых признаках возникающей проблемы, например чрезмерного волнения.

Упражнение «Эмоциональная память» — средство создания полной реальности

Ли Страсберг заявлял, что упражнение «Эмоциональная память» — мощное средство создания полной реальности на сцене. Воссоздаваемая вами реальность — это не рыдания, страх или счастье, пережитое когда-то, а ощущения, которые вы испытываете, будучи собой теперешним, с вашими сегодняшними представлениями. Не имитируйте поведение и жесты, свойственные вам в то время. Не надо ожидать и предвосхищать результат. Если вы испытывали восторг или смеялись в то время, то сейчас вы можете заплакать или чувствовать безнадежность. Если тогда вы боялись чего-то, теперь вы можете смеяться или смущаться. Речь идет о том, как это действует на вас в настоящий момент, и это важный фактор привязки к правдивой эмоции.

Есть элемент самооценки и контроля, который важен для практического применения упражнения. Как и во всех упражнениях, стоит вам почувствовать, что вы отвлекаетесь или теряете контроль, проделайте «Расслабление», подышите и после этого возвращайтесь к упражнению. Сами решайте, как сохранять нужное равновесие и самоконтроль, чтобы активизировать эмоции и использовать их произвольно так, как того требуют обстоятельства в пьесе.

Именно в умении обозначать границы состоит мастерство. Если актер теряет контроль, упражнение становится всего лишь потаканием своим эмоциям, а не тем, для чего предназначено. Вы не должны себе этого позволять, поскольку тогда возобладают субъективные чувства и вы будете не в состоянии произносить текст, вести себя нужным образом или подготовиться к следующей сцене, в которой от вас может потребоваться выражать совсем другие чувства. Вы воспроизводите «Эмоциональную память» вдобавок к взаимодействию с вашим сценическим партнером, демонстрируя убежденность, декламируя строки и исполняя любые другие сценические функции, подразумеваемые ролью.

Это правда, что ваши переживания могут быть глубоко личными и никто может о них не знать. Сделать какую-то историю всеобщим достоянием бывает трудно и неловко, но упражнение и не подразумевает этого. Вы описываете ваш опыт в ярких чувственных деталях. Но вы вовсе не рассказываете, кто и что сделал, используя общепринятые слова, называя места, имена или объекты.

Что нужно ожидать от выполнения

Вы будете потрясены тем, как много помните о событиях и как воспоминания просачиваются к вам по каналам ваших чувств. То, чего вы не помните о травматических событиях, не так важно, так что не беспокойтесь, если воспоминания туманны и расплывчаты. Вы можете использовать воспоминания, фокусируясь на тех сенсорных аспектах, которые помните. Это усилие, которое вы делаете, необходимо для того, чтобы обнаружить событие и добиться привязки к эмоции.

Некоторые чувства могут быть заглушены, поскольку слишком болезненны для вас. Ваши эмоции — важный фактор влияния на ваше поведение и ваши представления. Для некоторых из вас вмешательство в ваш эмоциональный мир может быть слишком грубым или неудобным. В таком случае не прибегайте к «Эмоциональной памяти». Есть другие упражнения, которые помогают добиться аналогичного отклика. «Персональный объект», «Замещение», «Общие ощущения» и «Место» позволяют достичь не меньшего. Практические результаты Метода зависят от вашего выбора.

Страсберг напоминал нам на занятиях, что, если «Эмоциональную память» использовать многократно, ее мощь может ослабеть. Следовательно, важно, чтобы, когда вы продвинетесь в работе, у вас было сделано несколько упражнений наэмоциональную память. Вы подбираете их так, чтобы иметь в распоряжении достаточное количество воспроизводимых эмоций, которые незаметно с легкостью вызываются во время спектакля и используются по мере надобности. Начи

нать эмоциональные воспоминания вы можете за несколько минут до того, как они понадобятся вам на сцене. Овладев Методом, вы установите, какие объекты служат для вас пусковым механизмам. Не обязательно воссоздавать все событие деликом каждый раз, если вам это не помогает.

Порядок выполнения упражнения

В классе вы по очереди делаете упражнение «Эмоциональная память» в сопровождении педагога. Остальные наблюдают, обеспечивая функцию зрительского давления. Как в классе, так и дома для подготовки к упражнению заранее выполняется упражнение «Расслабление». Роль учителя состоит в том, чтобы задавать наводящие вопросы, выуживая из вашей памяти сенсорные детали. Вы не анализируете или описываете событие, не проводите психологическое расследование его значения. Вы не рассказываете, почему оно так важно для вас эмоционально. Например, не надо говорить: «Я был в красивой комнате; мы обедали; он сказал то-то; потом пошел туда-то; все было ужасно». Такой способ пересказа истории представляет ментальную память или просто беседу, где при отсутствии акцента на ощущения не возникнут эмоции, связанные с опытом.

Как учил Страсберг, в ваших описаниях при выполнении упражнения вы говорите от первого лица в настоящем времени: «Я вижу», «Я нюхаю», «Я слышу» «Я прикасаюсь», Вы должны быть здесь и сейчас. Вы подбираете определения для описания места и всех предметов и людей в нем. Вы пытаетесь воскресить в памяти образ события, воспринимая его всеми органами чувств, чтобы добиться выразительности, необходимой в данный момент в данной сцене,

Здесь уместно вспомнить выражение «дьявол таится в деталях». Это те детали, которые вам надо найти и сформулировать. Например, когда вы описываете объекты, это не должна быть просто красивая комната, каждый предмет в ней нужно вызвать в воображении и описать с точки зрения его восприятия органами чувств. Например, в комнате есть ковер, но это не абстрактный ковер: он колючий, блестящий, плюшевый, красный, с узором, рваный или грязный.

Задавайте себе вопросы

Как и в упражнениях «Место» или «Картина», вы задаете себе вопросы.

  • Вы можете открыть ящик — будет ли это комод или письменный стол?
  • А вот дверь — она тяжелая, скрипучая, деревянная, металлическая?
  • Слышны ли за дверью голоса? Какие они: сердитые, угрожающие, испуганные?

Описывайте тон голоса, а не слова.

  • Каков характер освещения?
  • Яркий, мощный, тусклый, отраженный свет; исходящий от фарфоровой лампы, от светильника на потолке или проникающий сквозь окна с улицы? Есть ли на окнах ставни, жалюзи, шторы?
  • Слышны ли звуки бушующей водной стихии, завывания ветра, шуршания листвы, проезжающих машин или работающих механизмов?
  • Жарко, душно, холодно?
  • Вы пробуете что-то на вкус или нюхаете что-то?
  • У вас потекли слюнки или вас затошнило?

Детально опишите, во что вы были одеты, и спросите себя, как ощущали одежду на теле, если вспомните. Всплывут давно забытые моменты того события и новые детали. Поразительно, с какой легкостью порой возникают ощущения и эмоции, особенно глубоко спрятанные и положившие начало важным событиям вашей жизни. Обратите внимание на эти чувства и на то, какие предметы спровоцировали их.

Когда упражнение получается как надо, вы оказываетесь во власти эмоциональных воспоминаний, вы не пренебрегаете иронией или юмором, которые могут придать дополнительный смысл вашему восприятию события. Возможны настоящие физические реакции. Эти чувства и ощущения говорят о том, что упражнение работает.

Если упражнение «Эмоциональная память» не получается выполнить

Когда упражнение «Эмоциональная память» не удается, не стоит переходить к другому воспоминанию. Проявите упорство. Если вы заскучали или разочаровались, сформулируйте свою проблему: «Я испытываю напряжение и страх», или «Мне не хватает дыхания», или «Я испытываю фрустрацию». Проделайте упражнение «Расслабление», а потом вернитесь к своему упражнению, не забывая работать медленно, уделяя внимание деталям. Чтобы избавиться от напряжения, можно также издать несколько раз резкий звук «Ах!» ИЛИ «Ха!». Иногда я советую актерам высказать то, чего они не могли сказать в то время, когда происходило само событие. Всего несколько слов могут оказаться очень эффективным способом извлечь глубинные чувства наружу и высвободить их.

  • Не старайтесь делать упражнение быстро, так как можете пройти мимо сенсорных деталей, которые способны помочь вам добиться более полной реакции. Только четко проверяя и формулируя свои ощущения, вы добьетесь самых верных импульсов и жестов, на которые можно опираться и которые можно повторить.
  • Только после того, как вы добьетесь желаемой реакции и конкретно установите событие, учитель может предложить вам подключить монолог. Когда вы добавите слова, они станут подлинным выражением ощущений и чувств, вызванных упражнением, — иначе они получатся пусты` ми и не смогут никого тронуть.

Актерский комментарий

Я колебался и волновался, подступаясь к опасному и противоречивому упражнению «Эмоциональная память». Я слышал оего мощном воздействии, но никогда не видел, чтобы ему учили, и сам никогда раньше не делал его с педагогом. Заранее знал, что буду использовать одно страшное событие, пережитое мной в раннем детстве. Время от времени оно неожиданно всплывало в памяти и заставляло меня волноваться и тревожиться. Самая трудная часть упражнения для меня состояла в неспособности ясно сказать, что именно случилось — кто, что и почему говорил. Поскольку я должен был не рассказывать историю, а только использовать описание своих ощущений, это помогло мне прояснить идею и добраться до воспоминаний, не обращаясь напрямую к эмоциям, а действуя «в обход» через ощущения.