Комбинирование актёрских упражнений

Комбинирование актёрских упражнений: о сочетаниях упражнений

Комбинирование актёрских упражнений: Ли Страсберг задумывал и преподавал свои упражнения в такой последовательности, чтобы сначала актеры развивали умение контролировать свои чувства, а потом уже переходили к упражнениям, связанным с эмоциямию По мере освоения упражнений вы комбинируете их, и этот переход к более сложным человеческим состояниям, когда поведение включает разнообразные действия и требует эмоциональной глубины, проверяет ваши сенсорные способности.

Комбинирование обеспечивает вам подпорки для более многоуровневых ситуаций, где можно проявить желаемую глубину ваших персонажей. Необходимость выполнять одновременно более чем одно упражнение улучшает вашу концентрацию, и в результате ваши герои выглядят эмоционально правдивыми.

Комбинируя разные условия, вы обогащаете роль и В результате играете более живо, непосредственно, изобретательно. Ваш выбор упражнений помогает создавать персонажей, совершенно непохожих на вас самих, расширяя тем самым ваш актерский диапазон. 

Например, если вы болезненно застенчивы в жизни, сочетание некоторых упражнений способно превратить вас в какого-нибудь совершенного непохожего на вас персонажа, склонного, например, к эксцентричным выходкам или с завышенной самооценкой. Страсберг часто приводил аксиому, верную для всех случаев жизни: 

«Искусство состоит в выборе, именно выбор обусловливает искусство».

Последовательность важна, и есть предпочтительный порядок сочетаний. Только после того, как вы проделаете шесть или семь упражнений на «Общие ощущения», шесть или семь «Персональных объектов» и разные версии «Места», можно начинать комбинирование. Группировать можно «двойками», «тройками», «четверками», «пятерками» и т. д. 

Начните с пары: например, «Общие ощущения» и «Персональный объект» — с упражнений, над которыми вы уже работали и добились хорошего результата.

В конечном итоге вы доходите до комбинаций, которые могут включать «Момент уединения», «Место», «Общие ощущения», «Персональный объект», «Ежедневное занятие» (подметание пола, стирка белья, чистка зубов), тарабарщину, пение или монолог. По мере совершенствования и в зависимости от того, что требуется для вашего персонажа, можно добавить «Животное», «Эмоциональную память», «Потребность» или два разных монолога, можно даже сыграть целую сцену. 

Число сочетаний, которые при. дадут жизнь вашим героям, бесконечно. Можно добавить также «Абстрактное или дополнитель. ное движение», что заставит вас быть физически активными и позволит избежать статичности или погружения в собственные мысли. Не ожидайте конкретного результата, поскольку вы не представляете себе, чем обернутся ваши усилия. Соединение упражнений напоминает своего рода марафон. Однако это не соревнование в скорости их выполнения, а проверка вашей решимости оставаться в настоящем моменте и следовать собственным командам. Очень сложно сохранять все «в игре».

Комбинирование актёрских упражнений: порядок выполнения упражнений

 После упражнения «Расслабление» начните ваше первое комбинирование с упражнения «Общие ощущения» и, добившись хорошей реакции, подключайте «Персональный объект».

 Если «Общие ощущения» и «Персональный объект» получаются хорошо, вы сконцентрированы, можно добавить «Ежедневные занятия». Если вы не движетесь к конкретной роли, все может показаться нелогичным. Вы можете в упражнении «Общие ощущения» замерзать от холода, а при этом в упражнении «Место» находиться на солнечном побережье. В начале обучения, пока вы не работаете над сценой, не имеет значения, соответствуют ли месту персональный объект и общие ощущения. Однако выбор сенсорных и эмоциональных условий должен подходить к конкретным обстоятельствам сцены, и это путь проб и ошибок.

Когда вам не удается сфокусироваться на одном упражнении и вы понимаете это, попытайтесь начать сначала.

Сделайте попытку использовать ощущения по отдельности и работайте над тем, чтобы все происходило одновременно. Меняйте упражнения.

Если в какой-то момент упражнение станет эмоциональным, добавьте монолог, и пусть слова непроизвольно вырываются у вас под влиянием чувств. Добавляя слова, не думайте об их значении. Не обращайте внимания на содержание монолога, не давайте увлечь себя словам, Не шепчите строки. Произносите их решительно и четко, как если бы вы были на сцене перед публикой.

Замедлите темп, когда начнете монолог, Если ваша речь слишком быстрая или вы говорите, как обычно, остановитесь. Это значит, что на самом деле нет связи между вами и вашим самочувствием. Соединяя упражнения и используя прием чтения текста без знаков препинания, вы ломаете его стилизованное и клишированное восприятие и поддерживаете тональность, необходимую для сцены.

Некоторые актеры жалуются, что при добавлении слов от них ускользают «Общие ощущения» и «Персональные объекты». Это значит, что вы недостаточно сосредоточены и нужно еще поработать над упражнениями по отдельности.

Запишите себе в дневник комбинации, которые дали вам хорошие результаты.

Актерский комментарий 1

Перетасовка нескольких упражнений позволила мне глубже окунуться в жизнь персонажа. Работа над двойными и тройными сочетаниями помогла добиться большей концентрации в сценах, переключить внимание с внутренних задач на взаимодействие со сценическим партнером и слушать его. 

Когда я работал над ролью Эдмунда в пьесе «Долгий день уходит в ночь», самое главное было на фоне общего ощущения лихорадки и истощения из-за туберкулеза у моего персонажа одновременно использовать замену для Джейми, чтобы влиять на поведение в соответствии с ролью. Сочетание этих двух упражнений позволило мне исследовать важ. ные стороны личности Эдмунда и почувствовать своего героя. 

Особенно запомнился один момент, когда Джейми разглагольствует о родителях. Комбинируя «Общие ощущения», замещение и воздействие слов моего партнера, я почувствовал всю безнадежность и беспросветность ситуации, и у меня потекли слезы. И не из-за печали, а благодаря неожиданному приливу сочувствия Джейми, который, в свою очередь, открыл мне важный уровень понимания сложных отношений между братьями. Работа с этими упражнениями стала бесценной для меня в тренировке способности сосредоточиваться.

Актерский комментарий 2

Сочетая несколько упражнений, я начал обнаруживать ритм роли моего персонажа, что не всегда получалось, когда я приступил к ней. Комбинируя три упражнения, я обнаружил неожиданные подходы к пониманию того, что творится в безумно запутанном сознании Джерри из пьесы Олби «Что случилось в зоопарке». Я никуда не спешил и мог задать себе такой темп, чтобы не выдохнуться в этой напоминающей марафон «тройке». После долгой подготовки «тройка» стала для меня ключевым упражнением в раскрытии новой информации о прошлом Джерри и его неукротимой душевной боли и хрупкости. 

После нескольких недель, проведенных в определенном месте, я переключился на другую модель мышления, в основном чтобы увидеть, поможет ли это открыть что-то новое для себя. Изменение места не только выявило принципиально другие мотивы, безумие Джерри стало вписываться в определенные категории, когда я начал припоминать тяжелые события прошлого, сделавшие меня тем, кем я стал.

Именно тогда, когда я высвободил эмоции, я ощутил сильный запах, и это сделало мои переживания еще более глубокими. Я старался использовать резкий, навязчивый запах. Меня поразило, что одно конкретное «Место», один «Запах» и один «Персональный объект» так мощно зарядили мои эмоции. Я всегда рассматривал персонаж как неразрешимую для меня головоломку и искал подсказки. Комбинирование упражнений стало той замочной скважиной, через которую я смог разглядеть возможности своего героя. Длинные куски текста стали структурироваться и проговариваться с нужным эмоциональным результатом, когда нет нужды подчеркнуто произносить слова, чтобы выразить их смысл. Джерри, например, психопатическая личность шизофренического типа, но при этом он одинокий, испуганный человек, страстно желающий человеческого общения.