Упражнения «Общие ощущения»

Описание упражнений «Общие ощущения»

Ли Страсберг говорил в классе, что, если после выполнения упражнения «Общие ощущения» вы не истощены до предела, значит, вы недостаточно поработали. Я бы сказала, что это аэробика для актера, поскольку требует столько же движения. «Общие ощущения» — на самом деле серия упражнений, предназначенных вызывать у вас реакцию на воображаемые физические состояния. Это

  • «Солнечный свет»
  • «Душ и ванна»
  • «Жара и холод»
  • «Пурга»
  • «Сильный ветер»
  • «Опьянение»
  • «Усталость»
  • или другие физические или погодные условия, которые вы можете себе представить,

Упражнения «Общие ощущения» незаменимы для вас, если вы хотите правдоподобно передать зрителю физическое состояние вашего персонажа.

Ким Стэнли, одаренная актриса и заслуженный педагог, предлагала упражнение, в котором ее студентов просили выходить на сцену, произнося одну и ту же строку, но при этом каждый раз при других погодных условиях. Актеры учились выходить на сцену, спасаясь от

  • проливного дождя
  • бурана
  • испепеляющей жары
  • порывистого ветра
  • полчищ насекомых

или будучи вдрызг пьяными.

Цель упражнений «Общие ощущения»

Цель упражнения Стэнли состояла в том, чтобы заставить актера добиться за сценой чувств и поведения, продиктованных определенными физическими ощущениями. Упражнения «Общие ощущения» могут оказаться решающими для исполнения роли и сцены, в которой вы играете.

Работая над упражнениями на общие ощущения и совершенствуя их, вы расширяете границы познания вашего физического естества в отношении внешних обстоятельств. Ваша цель в этих упражнениях не просто имитировать состояние, ежась и переступая с ноги на ногу, чтобы показать холодную погоду, но методически активизировать чувства, добиваясь правдивости и органики поведения и жестов. «Общие ощущения» — это техника воссоздания исключительно приятных или болезненных условий, таких как обжигающая сауна или штормовой ветер, при которых вы учитесь преодолевать дискомфорт или испытывать удовольствие, добиваясь того, что считали невозможным.

Подготовка

Прежде чем начинать работу над «Общими ощущениями», важно понять, как Чехов, например, использовал погоду для выражения своих драматических намерений. Историю сопровождают описания погоды, передавая чувства героев и атмосферу. Сцены, полные надежд, могут происходить весной, когда все цветет и все возможно. В других сценах безысходность жизни дает о себе знать январскими холодами посреди унылой и холодной русской зимы — вдали от Москвы, где только и есть настоящая жизнь, как в пьесе «Три сестры».

Или, скажем, такое описание в чеховском рассказе «Враги»: «Во всей природе чувствовалось что-то безнадежное, больное; земля, как падшая женщина, которая одна сидит в темной комнате и старается не думать о прошлом, томилась воспоминаниями о весне и лете и апатично ожидала неизбежной зимы».

Я была на спектакле по пьесе Николая Гоголя «Ревизор» жарким летним вечером, а система кондиционирования в театре как раз ремонтировалась. На сцене нам показывали лютый холод безлюдной российской равнины: небольшая группа мужчин, одетых в меховые тулупы и шапки, делала вид, как трясется от холода возле небольшого костра. В жарком театре можно было бесконечно топать ногами, пытаясь убедить аудиторию, что персонажи мерзнут. Реальность же никак не способствовала созданию в мозгу зрителя идеи холода, чтобы он поверил в ситуацию.

Режиссеры могут велеть вам просто «сыграть» состояние, когда вы замерзаете или изнемогаете от жары, но они иногда понятия не имеют, какие процессы или технические средства использовать, чтобы вы достигли желаемого состояния. «Общие ощущения» способны дать вам рычаги такого контроля. Они бесценны для развития вашего самоощущения и выявления сдерживающих вас факторов и неуверенности. По мере освоения вами «Общих ощущений» вы продолжаете их делать в сочетании с другими упражнениями, приучая себя к многозадачности.

Порядок выполнения упражнений

Для подготовки к каждому упражнению практикуйтесь дома в любых доступных вам условиях, например в душе или ванне, сауне или джакузи, на солнце или на ветру во дворе. Что касается условий, которых в настоящий момент нет, попытайтесь вспомнить время, когда вы испытывали такие ощущения. Однако не надо напиваться, выполняя упражнение «Опьянение», Это исказит ваше представление о том, что происходит, и вашу способность точно воспринимать или вспоминать свои ощущения — не говоря уже о чтении текста.

В классе для начала проделайте упражнение «Расслабление», а потом работайте с воображаемым состоянием по меньшей мере в течение часа, пока оно не отпечатается в вашем мозгу и не станет вам подчиняться.

Страсберг считал, что надо сделать по меньшей мере шесть-семь разных упражнений на «Общие ощущения», работая дома над одним в течение недели каждый день по часу.

Когда «Общие ощущения» удаются хорошо, можно добавить к упражнению текст или монолог, чтобы проверить, выливаются ли ощущения и чувства в слова.

В конечном итоге потребуется добавить «Абстрактное или дополнительное движение», что заставит вас двигаться, сохраняя активность и бдительность, добавляя дополнительные задачи, чтобы избежать статичности и подражательности. Эта процедура используется также и в других упражнениях для того, чтобы преодолеть штампы или зажимы и переключить внимание, к тому же она улучшает концентрацию, помогая контролировать ситуацию.

Если какое-либо упражнение вызывает излишние эмоции, издайте энергичный звук «Ха!» или «Ах!», вытянув руки в стороны на уровне плеч. Звук используется только, когда есть интенсивные ощущения или эмоции, которые необходимо высвободить через движение и звук.

Приходя раз в неделю в класс и выполняя упражнения, вы можете обеспечить себе хороший старт, но вы должны много работать дома, исследуя и отрабатывая различные физические состояния, пока полностью не овладеете ими. Важно сознательно относиться к записям о своих ощущениях, которые вызвали у вас сильные импульсы, когда ваше тело особенно сильно отреагировало на них. Интересно записывать, как упражнения «Общие ощущения» стимулируют ощущения разных частей тела, о которых обычно даже не задумываешься: например, живот, или задняя поверхность ног, Способность овладевать своими ощущениями, сосредоточиваясь на отдельных частях тела, способствует большей выразительности и открывает путь к новым формам поведения и естественности жестов.

Нет зрелища более жалкого, чем актер, который пытается имитировать поведение человека, испытывающего холод, жару или опьянение. Все, что нужно, — надежная и воспроизводимая техника. Для того чтобы поддерживать естественное поведение на протяжении всей сцены, выполняя нужные действия и произнося текст, не теряя при этом связи с одним или несколькими сценическими партнерами, необходимо мастерство.

Есть немало общих ощущений, о которых стоит подумать. Упражнения с солнечным светом и болевыми ощущениями тоже можно отнести к «Общим ощущениям», а ниже я привожу описания и порядок выполнения тех, что чаще всего выполняются в классе.

Актерский комментарий

«Общие ощущения» давались мне очень тяжело, так как я не очень физически активна, а при выполнении упражнения мы постоянно двигались. Я начала осознавать каждую часть тела в разных состояниях, я сосредотачивалась, активно работала и измоталась — и в определенный момент почувствовала, что больше не могу. Но все же я продолжила и в итоге была потрясена. Ко мне пришли вдохновение, куча идей и связь с собственным телом, какой не было прежде. Упражнение заставило меня понять, что я живу головой, а физического самоощущения мне не хватает.