Упражнение «Душ и ванна»

Описание упражнения

Принимаете ли вы второпях душ или нежитесь в ванне, упражнение «Душ и ванна» — это возможность исследовать ваши ощущения в полной мере и на разных участках тела. Это ощущение позволит вам создать подлинную физическую реальность, а не имитацию.

Где бы вы ни выполняли упражнение — дома в настоящем душе или ванне или в классе, проделывая воображаемые действия, имейте в виду важное обстоятельство: вы должны ощущать свою наготу. Пусть в классе нагота воображаемая, вас удивят неловкость, уязвимость или самовосприятие, когда будете выполнять упражнение перед другими. Спросите себя, как вы себя чувствуете, будучи «голыми» в этот момент. Вам это безразлично, вы смущены, растеряны или настроены провокативно? По логике ваши эмоции могут разниться в зависимости от людей и от случая к случаю.

К тому же они могут зависеть от конкретных частей тела, от того, нравятся они вам, не нравятся или вы хотели бы их изменить. В классе вы можете привыкнуть, что вокруг другие люди. Каждый раз, когда вы издаете звуки и выполняете какие-то действия, произносить монолог или петь неудобно. Это проверка вашей воли: насколько вы способны продолжать упражнение и выбранное вами занятие. Страсберг постоянно повторял: вы должны думать, будто то, что вы делаете, — это самое важное, более важное, чем то, что делает кто-то еще.

Упражнение «Душ и ванна»: порядок выполнения

Перед тем, как начать выполнять упражнение «Душ и ванна», выполните упражнение «Расслабление» дома или в классе. Первый шаг, прежде чем вы отправитесь под душ, — это очень медленно и осознанно раздеться.

Снимая настоящую одежду дома или воображаемую в классе, почувствуйте воздух на открытых участках тела. Снимайте по очереди одну за другой детали одежды, методично, ощущая ткань, видя цвет каждого предмета, расстегивая пуговицы, молнии, кнопки или просто стягивая что-то с себя. После этого вы должны осознать свою наготу.

Вода в душе или ванне должна быть именно той температуры, которую вы предпочитаете. Все, что вам понадобится, нужно приготовить заранее — мыло, шампунь, бритву и т.д. Во время упражнения ваши глаза открыты, Если в какой-то момент их понадобится закрыть, прекрасно, но только на какое-то мгновение. В остальное время глаза должны быть открыты. На сцене вам предстоит выступать с открытыми глазами, так что привыкайте.

Выполняя упражнение в классе, не надо воображать себя в собственном душе. Поместите душ в ту комнату, где находитесь. Входите под душ или в ванну очень медленно, сознательно ставя своей целью воссоздание физического опыта.

Обращайте внимание, какая часть тела оказывается в воде в первую очередь — рука, плечи, пальцы ног, ощущайте воду каждой клеткой. Задавайте себе вопросы, необходимые, чтобы установить связь между мозгом и телом. Какое ощущение вызывает вода, стекая по вашей спине, ногам, голове, туловищу. Если вы бреетесь под душем, спросите, как ощущается бритвенный станок в руке и каков его вес. Как бритва скользит по разным участкам тела? Как пахнет ваша кожа?

Не бойтесь экспериментировать. Пусть вода попадает на такие места, на которые обычно вы не обращаете внимания, например на глаза, ладони или ступни. Определите температуру воды и напор. Различайте правые и левые ноги и руки. Сравнивайте ощущения от воды обеими сторонами лица и тела. Помните, что не надо прикасаться к себе. Как воспринимается более теплая и более холодная вода?

Какие звуки производит вода? Почувствуйте вес и запах мыла. Намыльте каждый уголок тела и сполоснитесь, Вымойте голову, ощущая пальцами волосы и вдыхая аромат шампуня. Придумывайте нетипичные действия и выполняйте их. Проявляйте любопытство и изобретательность. Не копируйте то, что делаете обычно в жизни.

Запишите свои наблюдения и ощущения, которые испытали, в дневник.

Актерский комментарий

Обычно у меня нет времени канителиться в душе, поэтому растягивать все процедуры, начиная с раздевания и мытья и заканчивая сушкой волос, мне было трудно. Я никогда не задумывался о том, что делаю в душе. Разумеется, я не думаю о воде, мыле или о собственных ощущениях в душе, хотя они и приятные. Я думаю о намеченных на день делах, о своих планах, о жизни. Замедление мне давалось тяжело, и я понял, насколько обычно рассеян в такой ситуации. Когда я начал делать все не торопясь и к тому же то, чего не делал раньше, я почувствовал, как ожил, ощутил связь с собственным телом.