Упражнение «Острая боль»

Упражнение «Острая боль»: описание

Упражнение «Острая боль»: от вас потребуется вспомнить реальные эпизоды мучительной боли в той или иной части тела, предпочтительно находящейся ниже головы. Это не подразумевает воспроизведение конкретного случая в прошлом или имитации вашего тогдашнего поведения. Это должен быть поиск подлинных ощущений, так чтобы вы обнаружили, как вы воспринимали боль. По мере того как вы совершенствуетесь в выполнении этого ценного упражнения, вы можете развивать навыки убедительно воспроизводить гнев, страх, травму, слабость или что-то еще, для чего внезапная физическая боль должна стать превосходной мотивацией.

Всегда бывают поворотные моменты в сцене, требующие, чтобы вы испытали облегчение после неожиданной физической боли или эмоционального страдания. Упражнение «Острая боль» сего мощной реакцией очень полезно. Очевидно, что ощущения, которые вы стимулируете, воображая прошлую боль, не самые приятные. Если упражнение у вас получается хорошо, его можно очень эффективно использовать в сцене, где вам нужно создать взрывной эффект, но у вас нет такого эмоционального объекта или события, на которого обращены ваши эмоции.

Люди склонны избегать физического и эмоционального дискомфорта, поэтому мы пьем лекарства, занимаемся йогой, медитацией, принимаем те или иные меры, чтобы избежать, уменьшить или отсрочить боль. Это естественно для вас не хотеть делать то, чего требует это упражнение, то есть оказаться во власти боли.

Учителя и режиссеры должны проявлять бдительность, наблюдая за актерами во время выполнения упражнения «Острая боль», поскольку реакции бывают очень сильными. Если вам кажется, что актер теряет контроль, прервите упражнение, помогите ему овладеть собой с помощью релаксации, а потом продолжайте работу.

Будут моменты, когда вас попросят делать что-то, что вам неудобно или слишком сложно, но вы должны найти способ продолжать делать это. Механизм ухода от страдания, который сопровождает боль, делает выполнение этого упражнения очень сложным, но вы должны набраться решимости преодолеть помехи и воссоздавать боль по собственному желанию.

Порядок выполнения упражнения

Выполните упражнение на расслабление, потом встаньте прямо с открытыми глазами и начинайте воображать, как выбранная вами боль движется по разным частям вашего тела, осознавая, как она распространяется внутри него.

Задавайте себе вопросы, чтобы у вас сложилось отчетливое представление о том, с чем именно вы работаете.

  • Какая у вас боль: ноющая, тупая, жгучая, пульсирующая, тянущая или острая?
  • Трудно ли вам дышать? Постарайтесь дышать легко, чтобы избежать гипервентиляции.
  • Чувствуете ли вы, что топаете ногой в ответ на боль, ударяете ладонью, или вы в таком состоянии, что ничего не чувствуете?
  • Ощущаете ли слабость или ненормальное возбуждение?
  • Вы будто в ловушке, вас тошнит, кружится голова, вы подавлены или злитесь?
  • Плачете, стонете, сжимаете зубы, кривитесь, ругаетесь?
  • Вы потеете, вас знобит?
  • Как насчет запахов?
  • Может, у вас все плывет перед глазами?

Если боль нестерпимая, приостановите упражнение, откиньтесь на спинку стула и вернитесь к «Расслаблению». Можете издавать звуки или выговориться, если это необходимо, чтобы овладеть собой, и начните снова. Выразите боль, выдохнув долгое «Ха!» или «Ах!» из самой груди, но не из горла. Страсберг считал, что усилие, которое вы делаете при выполнении упражнения, важнее, чем то, получается ли оноу вас.

Поэкспериментируйте с тем, как усилить боль, двигаясь непривычными для вас способами. Можете лечь на землю, подняв ноги вверх. Не имитируйте положение, в котором вы находились, когда испытывали реальную боль. Не прикасайтесь к себе. Если у вас импульсивное желание потрогать больное место, держите руку немного в стороне от тела и пытайтесь представить себе ощущение, но не изображайте действие.

Ощущается напряжение или зажим в мышцах? Если так, избавьтесь от него. Места, где вы наиболее явственно ощущаете боль, — это, возможно, те места, где в вашем теле заперты ощущения, это энергия, которую надо высвободить. Если вы не добиваетесь сильной реакции, не переключайтесь на другую боль. Продолжайте попытки.

Рекомендации по выполнению

Работайте медленно, неважно, насколько интенсивна боль, и сохраняйте контроль. Вы можете потакать своим желаниям, выполняя упражнение, и вы должны быть готовы прекратить действие, сохраняя при этом умонастроение и состояние так, чтобы вы могли сыграть сцену или изобразить персонажа.

Если боль действительно сильная, направьте ваши интенсивные чувства в действия: бормочите что-нибудь, спойте песню, произнесите монолог. Вы можете переживать разные состояния: гнев, разочарование, безнадежность — и все они придают свой смысл словам. Фокусируйтесь не на тексте, а на том месте, где сосредоточена боль, не обращайте внимания на буквальное значение слов. Научитесь говорить и чувствовать боль одновременно. Пусть слова выражают боль, даже если смысл произносимых строк в этот момент совсем иной.

Если боль вызывает внезапные воспоминания мест, людей, предметов, оставайтесь с болью, не идите вслед за воспоминаниями. Отбросьте отвлекающую мысль и возвращайтесь к работе с болью. Опишите ваши чувства, места и предметы в дневнике, чтобы потом использовать в другой работе.

В конце упражнения вы почувствуете облегчение, осознав, что боль была не настоящая, что вы сохраняли контроль и были в состоянии двигаться вперед. Дышите свободно, расслабьте мышцы. Умение расслабляться — часть мастерства.

Обратите внимание на факторы, позволившие вам погрузиться в боль, и нато, как боль окраптивала строки монолога. Какой элемент боли вызвал удивление и мог бы, по всей вероятности, принести пользу для вашей будущей работы?

Связь между болью любого рода и сильными эмоциями делает это упражнение очень полезным, и вы узнаете, какую конкретно боль можно использовать для выражения различных чувств.

Упражнение «Острая боль». Актерский комментарий

Для упражнения «Острая боль» я выбрал палец на ноге, который когда-то сильно ушиб и, возможно, сломал. Это случилось со мной в школе, иу меня буквально искры из глаз посыпались. Когда я вообразил эту боль и действительно добился ее, я смог использовать это для своего персонажа, который должен был ходить с больной ногой, будто старик. Но еще полезнее в моем монологе оказалась злоба, вызванная переживанием вымышленной боли, она была шокирующе реальной, потому что тогда я ушиб палец по своей вине, так как в то утро торопился участвовать в соревновании по бегу, в котором мог победить. Та боль вернула мне эмоциональную память реального сожаления о потере.