Работа над ролью

Образ актера – как он его может создать? Первый шаг в создании образа — чтение и проработка пьесы, чтобы раскрыть ее суть. В этой книге везде говорится, что не надо запоминать текст роли слишком быстро, чтобы не «заиграть» ее прежде, чем вы изучите жизнь героя и проникнетесь его эмоциями. Учитывая это, вы начинае. те навигацию по хитросплетениям жизненных перипетий вашего персонажа, перемещая основное внимание от пьесы к выстраиванию образа, работая над своими ощущениями и делая упражнения.

Вы создаете характер персонажа, генерируя идеи и импульсы, которые будут вдохновлять вас и вовлекать в драматическое действие в контексте предлагаемых обстоятельств. Предлагаемые обстоятельства — это подробности, которые дает автор об эпохе и образе жизни, обстановке, людях, их отношениях, предыдущих событиях, и другие детали, из которых складывается особый мир пьесы. ФраЗОЙ «предлагаемые обстоятельства» мы обязаны афоризму великого русского поэта Александра Пушкина: 

«Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах — вот чего требует наш ум от драматического писателя».

Станиславский использовал прием «если бы», спрашивая, что бы вы сделали на месте вашего героя. Иногда этот прием работает, но он ненадежен, Если сцена требует от героя быть агрессивным, а в жизни вы так себя не ведете, у вас возникнут сложности и вы будете только имитировать поведение и жесты, необходимые для роли. 

Страсберг следовал идее Вахтангова — дело не в том, как вы бы вели себя, а как вел бы себя персонаж, — и, для того чтобы помочь актерам добиваться этого, разработал упражнения по созданию образа.

Портрет героя складывается из вашей трактовки его образа, авторских комментариев и видения режиссера. Главное в вашей работе — понять, как анализировать и интерпретировать пьесу, постичь суть (хребет) персонажа или его жизненные цели. Процесс импровизации, когда вы будете работать за рамками текста, создаст поведение, соответствующее обстоятельствам.

Работа с текстом пьесы

Работа с текстом пьесы — это не просто запоминание роли или мизансценирование при вашем движении на сцене. Сначала вы сами знакомитесь с содержанием, проникаясь предлагаемыми обстоятельствами, пытаясь прочувствовать их и понять, что и когда происходит. Ваша актерская вера помогает найти ответы на вопросы о том, что и почему случилось. 

Необходимо также знать тему, цель или главную мысль, которую автор хочет донести до аудитории. Разметка пьесы включает схему всей пьесы, в том числе характеристики всех персонажей, не только протагонист: или антагониста, которые провоцируют изменения и конфликт. Актеры играют свои роли, каждый со своей задаче} в схеме повествования и драматическом конфликте. Для создания образа вы должны понимать авторские идет о правде и реальности и чувствовать материал, в том числ. авторский стиль и ритм. Диалог в пьесе наряду со сценическими ремарками проясняет авторское намерение и позицию — следовательно, каждое слово написано с определенной целью и достойно внимания. Ни одно слово в тексте нельзя воспринимать как само собой разумеющееся. 

Язык, стиль, поведение должны быть в гармонии с жанром, будь то классика, реализм, экспрессионизм, постмодерн или абсурдизм. Вы вольны выбирать сами упражнения, которые помогут вам в сенсорном восприятии текста и создании образа и ощущения реальности, необходимых для рождения интересного волнующего спектакля: 

  • «Место»
  • «Замещение» 
  • «Картина»
  • «Эмоциональная память» или «Животное» 

Работа с текстом — необходимый, но сложный и обманчивый элемент всего процесса, поскольку, произнося строки, легко угодить в ловушку клише. Не надо предвосхищать эмоции, которые необходимо вызвать у себя и передать. При первой читке пьесы разберите историю, персонажей и все ощущения, которые приходят в голову. Читайте текст снова и снова, это способствует запоминанию и усвоению деталей. 

Сначала не играйте роль и не приписывайте вашему персонажу определенные черты, пока не узнаете, что в пьесе хочет сказать режиссер. Не надо повышать голос или как-то иначе подчеркивать смысл. Подумайте о лейтмотиве и повторяющихся фразах или поведении, поскольку они могут свидетельствовать о характере персонажа или его взглядах, а также помочь выявить подтекст. Подтекст — это то, что скрывается между строк, та часть истории, те мысли, чувства, мотивы, социальные условия, которые угадываются в диалоге. Подтекст может намекать на то, что было в прошлом или случится в будущем, но это не выражено напрямую в мыслях или взглядах персонажей. Понимание подтекста помогает сформулировать суть (хребет) вашего героя и самой пьесы, включая основные внутренние конфликты всех персонажей. Каковы тайные чувства вашего персонажа и завуалированные мотивы? Например, сюда могут относиться исторический контекст, жизнь и отношения за рамками сцены, верность, ненависть, предрассудки, трагедии, кровная вражда, тайны, вероисповеда, ние героя и т.д.

Подтекст может укладываться в сценических ремарках, в том, что всем известно о пьесе, в комментари. ях режиссера или в самом тексте. Пример простого и оче. видного подтекста: вам доверяет жена/муж или сотрудник, но в глубине души вы их ненавидите. Вы предаете и рани. те их, чтобы отомстить за что-то ужасное, сделанное ими когда-то, но при этом ваше лицо выражает противополож. ные чувства. Первые читки могут помочь вам обнаружить нарастание и спад напряжения или ритм действия, что ведет к развязке и финалу, когда буквально развязываются и распутываются все узлы и нити повествования, когда дела разъясняются или вопросы не находят ответа и оставляют зрителя в размышлениях. Спросите себя, какие три момента в сцене свашим персонажем самые важные, определяющие действие и ваши решения. Это те моменты, когда кардинально меняются обстоятельства или могут случиться неожиданные перемены. Какое событие вызвало перемены? Анализируя и интерпретируя пьесу, разбивая ее на составные части, которые Страсберг называл «элементами поведения» и «элементами действия», вы кодифицируете последовательность событий и задаете уникальный язык, темп и ритм авторского диалога.

Исходя из информации, содержащейся в тексте, представьте себе зрительно и сенсорно физические аспекты всей картины: время года, погоду, время суток и т.д. Какая эпоха описана в пьесе? Какие движущие силы в пьесе характеризуют ее? Эти детали питают ваше творческое воображение. Определите, как ваши персонажи реагируют эмоционально в разные моменты, как это отразить в их поведении.

Подумайте о местах, людях и событиях в вашей собственной жизни, которые по своей силе могут перекликаться с каким-то моментом в пьесе. Были это звуки, свет, запахи, которые вызвали поток воспоминаний? Запишите наблюдения на полях своей распечатки пьесы. Делайте пометки о ваших впечатлениях и других ассоциациях с картиной, музыкальным произведением, человеком, местом или чем-то еще, что можно использовать в упражнениях С «замещением».

Чтобы подготовиться к роли, вы собираете всю информацию, расписанную в тексте пьесы, осмысливаете ее, выделяете простейшие составные части вашего персонажа. Цель Метода — обеспечить единство образа, соединив вместе разные элементы, чтобы воссоздать сложное человеческое переживание, раскрывающее психологию героя и его смысл в контексте пьесы.