Работа с текстом пьесы

Работа с текстом пьесы — это не просто запоминание роли или мизансценирование при вашем движении на сцене. Сначала вы сами знакомитесь с содержанием, проникаясь предлагаемыми обстоятельствами, пытаясь прочувствовать их и понять, что и когда происходит. Ваша актерская вера помогает найти ответы на вопросы о том, что и почему случилось. 

Необходимо также знать тему, цель или главную мысль, которую автор хочет донести до аудитории. Разметка пьесы включает схему всей пьесы, в том числе характеристики всех персонажей, не только протагонист: или антагониста, которые провоцируют изменения и конфликт. Актеры играют свои роли, каждый со своей задаче} в схеме повествования и драматическом конфликте. Для создания образа вы должны понимать авторские идет о правде и реальности и чувствовать материал, в том числ. авторский стиль и ритм. Диалог в пьесе наряду со сценическими ремарками проясняет авторское намерение и позицию — следовательно, каждое слово написано с определенной целью и достойно внимания. Ни одно слово в тексте нельзя воспринимать как само собой разумеющееся. 

Язык, стиль, поведение должны быть в гармонии с жанром, будь то классика, реализм, экспрессионизм, постмодерн или абсурдизм. Вы вольны выбирать сами упражнения, которые помогут вам в сенсорном восприятии текста и создании образа и ощущения реальности, необходимых для рождения интересного волнующего спектакля: 

Работа с текстом пьесы — необходимый, но сложный и обманчивый элемент всего процесса, поскольку, произнося строки, легко угодить в ловушку клише. Не надо предвосхищать эмоции, которые необходимо вызвать у себя и передать. При первой читке пьесы разберите историю, персонажей и все ощущения, которые приходят в голову. Читайте текст снова и снова, это способствует запоминанию и усвоению деталей. 

Сначала не играйте роль и не приписывайте вашему персонажу определенные черты, пока не узнаете, что в пьесе хочет сказать режиссер. Не надо повышать голос или как-то иначе подчеркивать смысл. Подумайте о лейтмотиве и повторяющихся фразах или поведении, поскольку они могут свидетельствовать о характере персонажа или его взглядах, а также помочь выявить подтекст.

Подтекст

Подтекст — это то, что скрывается между строк, та часть истории, те мысли, чувства, мотивы, социальные условия, которые угадываются в диалоге. Он может намекать на то, что было в прошлом или случится в будущем, но это не выражено напрямую в мыслях или взглядах персонажей. Понимание подтекста помогает сформулировать суть (хребет) вашего героя и самой пьесы, включая основные внутренние конфликты всех персонажей. Каковы тайные чувства вашего персонажа и завуалированные мотивы? Например, сюда могут относиться исторический контекст, жизнь и отношения за рамками сцены, верность, ненависть, предрассудки, трагедии, кровная вражда, тайны, вероисповеда, ние героя и т.д.

Подтекст может укладываться в сценических ремарках, в том, что всем известно о пьесе, в комментариях режиссера или в самом тексте. Пример простого и очевидного подтекста: вам доверяет жена/муж или сотрудник, но в глубине души вы их ненавидите. Вы предаете и раните их, чтобы отомстить за что-то ужасное, сделанное ими когда-то, но при этом ваше лицо выражает противополож. ные чувства. Первые читки могут помочь вам обнаружить нарастание и спад напряжения или ритм действия, что ведет к развязке и финалу, когда буквально развязываются и распутываются все узлы и нити повествования, когда дела разъясняются или вопросы не находят ответа и оставляют зрителя в размышлениях.

Работа с текстом пьесы: рекомендации

Когда у вас идёт работа с текстом пьесы, спросите себя, какие три момента в сцене свашим персонажем самые важные, определяющие действие и ваши решения. Это те моменты, когда кардинально меняются обстоятельства или могут случиться неожиданные перемены. Какое событие вызвало перемены? Анализируя и интерпретируя пьесу, разбивая ее на составные части, которые Страсберг называл «элементами поведения» и «элементами действия», вы кодифицируете последовательность событий и задаете уникальный язык, темп и ритм авторского диалога.

Исходя из информации, содержащейся в тексте, представьте себе зрительно и сенсорно физические аспекты всей картины:

  • время года
  • погоду
  • время суток и т.д.

Какая эпоха описана в пьесе? Какие движущие силы в пьесе характеризуют ее? Эти детали питают ваше творческое воображение. Определите, как ваши персонажи реагируют эмоционально в разные моменты, как это отразить в их поведении.

Подумайте о местах, людях и событиях в вашей собственной жизни, которые по своей силе могут перекликаться с каким-то моментом в пьесе. Были это звуки, свет, запахи, которые вызвали поток воспоминаний? Запишите наблюдения на полях своей распечатки пьесы. Делайте пометки о ваших впечатлениях и других ассоциациях с картиной, музыкальным произведением, человеком, местом или чем-то еще, что можно использовать в упражнениях С «замещением».

Чтобы подготовиться к роли, вы собираете всю информацию, расписанную в тексте пьесы, осмысливаете ее, выделяете простейшие составные части вашего персонажа. Цель Метода — обеспечить единство образа, соединив вместе разные элементы, чтобы воссоздать сложное человеческое переживание, раскрывающее психологию героя и его смысл в контексте пьесы.