Упражнение «Место»

Упражнение «Место»: описание

Когда вы выполняете упражнение «Место», вы задействуете все свои чувства для того, чтобы исследовать те места, которые запомнились вам как значимые в вашей жизни или связаны с какими-то яркими переживаниями. Любое место, где происходили важные события, потенциально подходит для упражнения. Воссоздавая место, вы вызываете в себе чувство причастности, ощущение приверженности каким-то убеждениям. Различные версии упражнения построены на одном и том же принципе, и в течение часа вам предстоит методично изучать свое восприятие места всеми органами чувств по очереди.

Как выполнять упражнение «Место»

Выполняя упражнение «Место», стойте прямо с открытыми глазами. Вы

  • двигаетесь
  • тянетесь
  • трогаете
  • ощущаете предметы, стены, мебель, ткани или воспринимаете искусство.

Не забывайте активно исследовать все, что вы переживаете, сенсориально.

Место, которое вы выбрали для работы, должно занимать определенное пространство — от входа или выхода, — которое вы можете изучать и детально описывать с точки зрения ваших ощущений. Если вы выбрали красивое открытое пространство на природе, оно может иметь обширный обзор, но должен быть и определенный ограниченный периметр, с конкретным выигрышным положением и несколькими перспективами. Наблюдайте малейшие детали жизни в данное время и в данном месте.

Контроль за эмоциями

Логично, что в процессе выполнения упражнения у вас могут всплыть воспоминания, чувства и привязанность к месту. Не следуйте за этими эмоциями, оставайтесь в настоящем моменте. Обратите внимание на это место и продолжайте исследовать все объекты сенсориально. Отметьте для себя, что именно вызывает те или иные импульсы или чувства. Упражнения «Место» жизненно важно использовать в упражнениях, связанных с персонажем, таких как

  • «Картина»
  • «Эмоциональная память»
  • «Момент уединения»

так как все они опираются на конкретное место, как отправную точку.

Есть разные версии упражнений «Место»: например, вам надо испугаться или испытать «шок» на сцене, поэтому необходимо вообразить себя в таком месте, где подобная эмоция вас настигла, Когда вы думаете об этом месте, надо отдавать себе отчет о том, какие ощущения сопровождали каждую эмоцию, был ли это страх, радость или блаженство, Если вы работаете над персонажем и исследуете его умонастроения, можете использовать упражнение «Место», чтобы ощутить разные реакции и атмосферу.

Изучение ощущений

Не втягивайтесь в занятия вроде видеоигр или игры в мяч. Не имитируйте ваши реальные действия с определенными объектами. Самое главное в вашей работе — это последовательное изучение всех ощущений, которые вызывает объект или место, и само ваше существование должно способствовать вашей вере, что вы находитесь на этом «месте», с вашими мыслями и жестами.

Наверняка вы будете удивлены, обнаружив, как много деталей припомните в воображаемых местах, включая предметы или особенности места, которое вы, возможно, забыли. Вы можете сделать шесть или семь версий этого упражнения, выстраивая набор мест, нужных вам. Вы можете вспоминать чувство безопасности и безмятежности вашей детской комнаты, вдыхая запах любимой мягкой игрушки. С другой стороны, можете испытать страх или удовольствие в той же самой детской комнате, вспомнив звук подъезжающей к дому машины, или звук ключа в замочной скважине, или шагов по квартире, ведущих к вашей комнате.

Рекомендации по выполнению

Во всех упражнениях на место вы должны остерегаться приближения к моменту потери контроля над своими эмоциями. В актерской игре терять контроль недопустимо. Учитесь оценивать свою работу, сохраняя здравомыслие и сдержанность.

Время могло изменить то, что вы помните о местах и событиях, и возвращение к ним может вызвать совсем не те чувства, которых вы ожидали. Воображайте себя не тем человеком, каким были тогда и в том месте, а тем, кто вы сейчас. Время лечит или многое сглаживает, и вам надо посмотреть на все сегодняшними глазами, будучи человеком, имеющим больший опыт. То, чего вы могли бояться тогда в том месте, сегодня может не вызыватьу вас подобных чувств. Вы могли стать более уверенным в себе или могли решить какие-то проблемы. Обратите внимание, какие реакции, импульсы и идеи возникли у вас в отношении тех или иных объектов, и на ощущения, вызвавшие у вас наиболее сильные реакции.

Если вы чувствуете, что место утратило свою власть над вами и прежнее значение, не прекращайте упражнение «Место». Продолжайте исследовать свои ощущения, даже если они мало что дают вам. Попытайтесь поупражняться в другое время, а если и тогда ничего не получится, просто переключитесь на другое место.

Как и с другими сенсорными упражнениями, по мере того как вы работаете над применением того или иного инструмента, запоминая дополнительное задание и одновременно двигаясь, следует использовать упражнение «Абстрактное или дополнительное движение». Когда вы достаточно окунулись в нужное для определенного поведения состояние, добавьте тарабарщину, пение или монолог, не акцентируя внимание на смысле текста, только для того, чтобы убедиться, что ваши чувства, связанные с местом и конкретными объектами, соединяются со словами. Как и в других упражнениях, сделайте в своем дневнике заметки на будущее.

Выбор места проведения

Далее следует материал «Экскурсия в места детства», где я работаю с целым классом, чтобы дать вам понять, как следует выполнять все упражнения на место. Еще одно упражнение «Детская комната» показывает, каким должно быть детальное исследование ощущений и как использовать его результаты. Упражнение «Место» следует выполнять применительно ко многим разным местам, включая

  • пугающее место
  • прекрасное место
  • безопасное место