Упражнение «Детская комната»

Упражнение «Детская комната»: описание и рекомендации

Упражнение «Детская комната», как его выполнять? Вы выбираете и воссоздаете одну конкретную комнату из вашего детства, исследуя ее всеми органами чувств. Убедитесь, что выбранная вами комната наполнена воспоминаниями, запечатленными навсегда в вашем сознании. Описывая свою детскую комнату, тщательно вникайте в то, что видите и ощущаете:

  • запахи
  • звуки
  • вкусы
  • фактуры

Каждый объект исследуйте отдельно и стем вниманием к каждой детали, к которому призывают все упражнения.

Ваша детская комната насыщена потенциальными воспоминаниями, людьми и событиями, которые вызовут и хорошие, и плохие чувства.

  • Вам не разрешали что-то делать в этой комнате?
  • Здесь действовали какие-то правила?
  • Были секреты?

Вы можете почувствовать радость от чего-то неожиданного или обнаружить, как что-то, вызывавшее у вас раньше нежность, теперь кажется глупым или скверным.

В одном из актерских комментариев актриса вспоминала предмет из детства — коробку с леденцами, поставленную около ее кровати. Трудность состояла в том, что ее строгие родители разрешали ей съедать только одну конфету в день. И каждый день проверяли ее. Она забыла о коробке, пока не стала делать упражнение. Это оказалось для нее шоком. В классе она храбро воображала, что ест больше, чем «разрешено», и чувствовала свою победу и власть, смакуя момент. Воспоминание об этой коробке оказалось золотой жилой эмоций, которые она могла применить в своей работе.

Упражнение «Детская комната» может стать богатейшим источником чувств. Ведь в годы формирования ребенка это очень значимое для него место. Забытые воспоминания могут всплыть на поверхность, и это зависит от того, сколько времени вы проведете там и насколько будете увлечены процессом. Когда возникают неожиданные чувства, ваше подсознание питает вашу креативность.

Оценив и проанализировав своего персонажа, выберите соответствующие места из собственной жизни, которые создадут вам требуемое настроение или эмоциональное состояние, необходимое для сцены. Например, если вы должны быть взволнованы или радоваться чему-то, ваша детская комната способна создать такие переживания, а у кого-то детская комната может вызвать совершенно противоположные реакции.

Упражнение «Детская комната»: порядок выполнения

Проделав упражнение «Расслабление», встаньте с открытыми глазами и медленно двигайтесь по воображаемой комнате, исследуя в течение часа все предметы, включая

  • стены
  • ковры
  • потолок
  • мебель
  • светильники
  • шкафы
  • украшения
  • одежду
  • окна
  • игрушки

Глядя на шкаф для одежды или комод, не ограничивайтесь фантазиями. Откройте дверцы, выдвиньте все ящики, осязайте, что внутри, все ткани, из которых сделаны вещи.

  • Застревают ли ящики, когда вы выдвигаете их, туго ли поддаются?
  • Скрипятли половицы?
  • Покрыт ли пол ковром, деревянный он или кафельный?

Посмотрите, что лежит поверх вещей, что под ними. Найдите свои игрушки, книги, телевизор, компьютер, музыкальные инструменты. Прислушайтесь к звукам снаружи комнаты и внутри. Например к шуму дождя по крыше или гудению, завыванию ветра.

  • Слышите ли вы телевизор или какие-то электронные устройства?
  • Распахнуты ли двери и ставни или заперты?
  • Слышны ли уличные шумы или голоса играющих соседских детей?
  • Вдыхаете ли вы свежесть скошенной травы или выхлопные газы на улице?
  • Закрыты ли окна жалюзи, ставнями или шторами?
  • Что вы видите за окном?

Рассмотрите вашу кровать (в том числе белье) и другую мебель. Почувствуйте запахи любимой пищи, идущие из кухни.

  • У вас было свое потайное местечко?
  • Что вы там прятали?
  • Вы слышите голоса взрослых?

Они то входят, то выходят из комнаты. Воспринимайте их как объекты для изучения. Не увлекайтесь копированием действий наподобие игр на компьютере, или в мяч, или еще во что-то, чем вы занимались в комнате, Не поддавайтесь соблазну окунуться в происходившие там события, просто возьмите себе на заметку и идите дальше.

Когда вы добъетесь полной включенности при выполнен и упражнения, добавьте монолог, песню или тарабарщину и обратите внимание, правдиво ли звучат слова. Если упражнение получается хорошо, слова воспринимаются как связанные с местом.

Сделайте записи в своем дневнике о предметах и ощущениях.

Актерский комментарий 1

Я использовала упражнение «Детская комната», когда меня настигло острое воспоминание. Я отчетливо припомнила коробку с леденцами, которую мои родители ставили в мою комнату с условием, что если я буду хорошей девочкой, то больше одной конфеты в день брать не буду. Перед сном они пересчитывали их, проверяя, не жульничаю ли я. Глядя в прошлое, я испытала ужас от запугивания и контроля с их стороны, вынуждавших меня преодолевать искушение, мучивших меня… И когда я использовала упражнение в классе, было очевидно, что оно вызывает у меня сильные чувства.

Но в упражнении это не выглядело как воспоминание детского переживания, я смотрела на это взрослыми глазами. Я воображала себя непокорной, я отважно брала и ела горстями леденцы, чего никогда не делала в детстве. Я чувствовала себя свободной. На репетициях монолога послушной жены, восставшей против мужа-тирана, я решила использовать ту коробку с леденцами. Поедание запрещенных леденцов было актом большой отваги и бунтом, и мои слова звучали убедительно и правдиво.

Актерский комментарий 2

Возвращение в «Детскую комнату» наполнило мое сердце ностальгией и нежностью. Нахлынули воспоминания. Я играл в этой комнате, столько бесед происходило здесь между игрушечными фигурками — героями моих игр, здесь я предавался детским мечтам. Такого счастливого веселья, как во время упражнения, я не испытывал со времен моего детства, Я очень отчетливо вспомнил мои игрушки, вещи в моем комоде, звуки с улицы, все то, чего не вспоминал многие годы. Звуки воспринимались так неправдоподобно громко, что я мгновенно перенесся в те беспокойные времена моей жизни. Я пытался делать то, что мне не разрешали в детстве, о чем тогда боялся даже помышлять, и чувствовал себя неотразимым уже оттого, что теперь мог делать это. Потом мне стало грустно, что ребенком я был лишен этого удовольствия. Столько разных эмоций я испытывал разом.

Актерский комментарий 3

Когда я работала над ролью Стеллы в пьесе «Трамвай “Желание’», я выбрала место из собственной жизни, чтобы добиться ошущения убожества жаркой и шумной квартиры, где она жила со Стэнли, и испытать тем самым ее эмоции. Это направило меня по нужному пути восприятия ее чувственной жизни и сексуальности. Выполнив упражнение «Место» несколько раз и чувствуя, что запуталась, я поняла наконец, что каждая сцена происходит в реальном месте и каждое из них должно выглядеть правдоподобно для аудитории и моя актерская задача — заставить зрителя поверить в происходящее и ощутить драматизм.

Актерский комментарий 4

Прекрасное место дало мне ощущение близости к Богу, мне хотелось кричать миру о бурной радости, охватившей меня. Я сохранил это ощущение и мог использовать для таких же прекрасных чувств. Я помнил точное место и обстоятельства, при которых встретил одного странного человека. И тем не менее красота не исчезла. Я пережил целую гамму чувств – печаль, боль и закипающий гнев в результате той встречи.