Упражнение «Персональный объект»

Упражнение «Персональный объект»: назначение

Для того, чтобы выполнить упражнение «Персональный объект», вы берете особенно ценный для вас предмет, имеющий для вас личный смысл и связанный с важными воспоминаниями, которые ассоциируются с человеком, местом или событием, оказавшим на вас влияние. Объект может быть одушевленный или неодушевленный — даже человек может выступать в этом качестве. Вам не обязательно быть владельцем этого объекта. Это может быть детская игрушка, письмо или любая вещица. В конечном итоге вы определяете эмоциональную ценность объекта и действуете так, чтобы понять, можно ли его заменить и воскресить в памяти для работы над вашим персонажем.

Страсберг часто подчеркивал, что с помощью «Персонального объекта» вы добиваетесь того, что не идете к эмоциям чересчур открыто и быстро. Вы используете органы чувств как катализатор, побуждающий ваше тело делать интересные жесты и проявлять поведенческие реакции на объекты, вызывающие эмоции.

Иногда актеры приносят на репетиции или спектакли настоящие памятные для них вещи. Это для того, чтобы они способствовали их концентрации и вере. Станиславский приносил на некоторые репетиции маленький предмет и прятал в комод, который был частью декораций. Только он знал, что за предмет находится там, и это стимулировало его и вызывало определенные чувства.

Один актер говорил, что, когда добавил действие — чистку пылесосом — выполняя упражнение «Персональный объект», он делал это, сосредоточиваясь на том, как воспринимает персональный объект, и был поражен тем, как смеялся, выполняя свои действия легко, напевая про себя и будучи при этом расслабленным и сосредоточенным.

Порядок выполнения упражнения

Работайте дома с настоящими предметами, которые вы намерены использовать в классе. Если вы ими не располагаете, тренируйтесь с воображаемым объектом, замещающим его. Стоя с открытыми глазами, сосредоточивайте внимание на объекте, медленно и детально изучая его свойства с помощью всех пяти чувств по очереди примерно по 15 минут.

Исследуйте размер предмета, вид, вес, цвет, запах, текстуру. Всегда задавайте вопрос о форме.

  • Твердый он или мягкий, тяжелый или легкий?
  • Хрупкий, шершавый, гладкий, бугорчатый? Прозрачный или полупрозрачный, светится или отражает свет?
  • Движется ли?
  • Ассоциируется ли с ним какой-то звук?
  • Если это уместно — то каков он на вкус?

Выполняя упражнение, будьте изобретательны. Экспериментируйте, импровизируйте, пытайтесь делать с предметом то, чего обычно не делаете. Поместите его куда вам вздумается или подбросьте в воздух. Можете положить его на стол, себе на голову или в рот.

Рекомендации по выполнению

Обратите внимание, какие стороны или качества предмета вы осознаете, пока делаете упражнение. О каком-то из них вы раньше и не задумывались. Отдавайте себе отчет в чувствах, которые у вас возникают в связи с этим предметом. Но это не должны быть чувства вообще, речь идет именно о ваших. Подумайте, как воссоздание объекта в памяти может стимулировать определенные реакции и как вы можете использовать их. Объект, который вы выбрали, может перенести вас в какое-то время, место, к человеку или к событию.

Не поддавайтесь этим ощущениям, оставайтесь с объектом и продолжайте исследовать его. Ваши конкретные воспоминания важны, и вы можете использовать их в будущем. А сейчас зафиксируйте чувства, которые вызвал объект, и сделайте запись в своем дневнике. Когда упражнение будет получаться хорошо, в том смысле, что вы увлечетесь и добьетесь нужной реакции, добавьте монолог, песню или тарабарщину, чтобы убедиться в том, что произносите текст легко и органично и он привязан к чувствам и жестам, вызванным предметом.

Если вы слишком вовлечетесь эмоционально, сделайте глубокий вдох, упражнение «Расслабление». Издайте звуки и верните себе состояние контроля. Вам нужно сохранять способность произносить слова так, чтобы их было хорошо СЛЫШНО.

Если выбранный вами предмет не помогает добиться сильной реакции, не сдавайтесь. Продолжайте исследовать его. Может потребоваться время. Иногда реакция не возникает, поскольку предмет, который вы привыкли считать важным для себя, теперь уже может не вызывать у вас чувств. Постарайтесь уделить ему максимальное внимание.

Это упражнение требует проб и ошибок. Не с каждым предметом вы добьетесь результата. Потренируйтесь на семи или восьми персональных объектах. При этом среди них могут быть люди. Всегда помните, что любой объект — одушевленный или нет — надо исследовать через ощущения.

Актерский комментарий

Это было очень просто. Я был поражен, так как другие упражнения мне не давались, но с этим сразу повезло. В качестве персонального объекта я выбрал свою любимую собаку, которой уже нет в живых. Я воображал ее запах, ощущал шерстку, слышал, как она лает, чувствовал, как она лижет мое лицо. Реакция была немедленной, автоматической, я ощущал ее как живую. Во мне всколыхнулись и удовольствие, и любовь, и острое горе, которое я испытал, когда она умерла. Для меня было очень необычно такое единение с персонажем. Просто сверхъестественно. Я проделал упражнение несколько раз, пока не освоил его, и каждый раз добивался той же реакции. Теперь я знаю, как использовать его в работе над персонажем, раньше я этого добиться не мог.