МУЗЫКА к фильму, или киномузыка — один из компонентов кинопроизведения. Она выполняет важнейшие функции: сообщает эпизоду или картине в целом необходимую эмоциональную окраску, выявляет авторское отношение к изображаемому, главные мысли и идеи фильма. Характер музыки, музыкальная концепция кинокартины непосредственно зависит и определяется замыслом кинопроизведения.
Музыка в немом кино
На раннем этапе развития кинематографа музыка к фильму имела чисто прикладное значение. Фильм снимался как немой и только во время демонстрации озвучивался либо механическими средствами (граммофон), либо пианистом-иллюстратором, либо оркестром. Музыка в немом кинематографе:
- восполняла отсутствие шумов и звучащей речи
- создавала определенный музыкальный фон
- заглушала шум проекционного аппарата
Именно в этот период возникли штампы — любовные сцены сопровождали лирические мелодии, сцены погонь — всевозможные галопы и т. п. В борьбе с этими штампами в последующие годы рождались принципы звукового кино.
С первых же лет возникновения кинематографа к музыкальному оформлению проявлялся серьёзный интерес. К наиболее значительным фильмам создавались оригинальные клавиры и партитуры. Но каждый фильм мог получить оригинальное музыкальное решение лишь с изобретением синхронной аппаратуры.
Музыка в звуковом кино
С появлением звукозаписывающей техники музыка становится частью структуры фильма. В первые годы звукового кино широко исследовались задачи, роль и возможности музыки в кино. В советском кинематографе начали работать крупнейшие композиторы, использовавшие при написании музыки для кино разнообразные симфонические формы. В этот период произошло разделение на внутрикадровую — мотивированную, конкретную, и закадровую — авторскую.
Внутрикадровая музыка создавала реальную атмосферу времени. Так были решены фильмы
- «Депутат Балтики»
- «Комсомольск»
- «Петербургская ночь»
- «Мы из Кронштадта» и др.
Наиболее органичной музыкальной формой внутрикадровой музыки стала песня. В одних фильмах она становилась лейтмотивом
- «Песня о Встречном» в фильме «Встречный»
- «Песня о Родине» в фильме «Цирк
В других разные песни объединялись единой лейтинтонацией – например, как в кинокартине «Чапаев».
В фильме с закадровой музыкой, при звукозрительной организации материала, музыка стала самостоятельным элементом, раскрывающим часть общего содержания кинопроизведения (музыка Д. Шостаковича к кинокартине «Одна» и др.).
Большое значение для киноискусства имела работа в кино композитора С. Прокофьева. В результате творческого содружества С. Эйзенштейна и Прокофьева были созданы фильмы «Александр Невский» и «Иван Грозный», отличающиеся строгой продуманностью общей музыкальной концепции, точностью мелодических решений в каждом эпизоде.
Музыка в кинематографе 50—60-х годов
В кинематографе 50—60-х гг. внутрикадровая и закадровая музыка получили дальнейшее развитие. Внутрикадровая, сохраняя за собой функции создания атмосферы фильма, стала способом выражения авторского отношения к героям и событиям. Закадровая обретает в контексте произведения всё более важную смысловую роль, нередко находится в сложной связи с изображением (так, например, во французском фильме «Четыреста ударов» музыка не столько проявитель, сколько сдерживатель эмоций).
Закадровая музыка к фильму
Закадровая музыка раскрывает философское содержание фильма, выражает его основную мысль. Нередки случаи, когда режиссёр обращается к классической музыке, вводит в кинокартину известные музыкальные произведения:
- «Рассказы о Ленине»
- «Последние письма»
- «Приговорённый к смерти бежал»
- «Расёмон» и др.
Некоторые режиссёры стали отказываться от использования музыки. Продуманное исключение ведёт к совершенствованию изобразительной части, к экспериментам с «пластической музыкой» (по выражению С. Эйзенштейна).
В современном кинематографе значительное место занимают музыкальные фильмы, в которых музыка становится драматургической основой действия.
Советские композиторы
Большой вклад в развитие музыки для кино внесли выдающиеся советские композиторы:
- И. Дунаевский
- Н. Крюков
- С. Прокофьев
- А. Хачатурян
- Д. Шостакович
В 60-е и 70-е гг. в советском кино работает большой отряд композиторов:
- В. Баснер
- Н. Каретников
- А. Петров
- Г. Свиридов
- М. Таривердиев
- Б. Чайковский
- А. Шнитке