Музыка к фильму

Музыка к фильму

МУЗЫКА к фильму, или киномузыка — один из компонентов кинопроизведения. Она выполняет важнейшие функции: сообщает эпизоду или картине в целом необходимую эмоциональную окраску, выявляет авторское отношение к изображаемому, главные мысли и идеи фильма. Характер музыки, музыкальная концепция кинокартины непосредственно зависит и определяется замыслом кинопроизведения.

Музыка в немом кино

На раннем этапе развития кинематографа музыка к фильму имела чисто прикладное значение. Фильм снимался как немой и только во время демонстрации озвучивался либо механическими средствами (граммофон), либо пианистом-иллюстратором, либо оркестром. Музыка в немом кинематографе:

  • восполняла отсутствие шумов и звучащей речи
  • создавала определенный музыкальный фон
  • заглушала шум проекционного аппарата

Именно в этот период возникли штампы — любовные сцены сопровождали лирические мелодии, сцены погонь — всевозможные галопы и т. п. В борьбе с этими штампами в последующие годы рождались принципы звукового кино.

С первых же лет возникновения кинематографа к музыкальному оформлению проявлялся серьёзный интерес. К наиболее значительным фильмам создавались оригинальные клавиры и партитуры. Но каждый фильм мог получить оригинальное музыкальное решение лишь с изобретением синхронной аппаратуры.

Музыка в звуковом кино

С появлением звукозаписывающей техники музыка становится частью структуры фильма. В первые годы звукового кино широко исследовались задачи, роль и возможности музыки в кино. В советском кинематографе начали работать крупнейшие композиторы, использовавшие при написании музыки для кино разнообразные симфонические формы. В этот период произошло разделение на внутрикадровую — мотивированную, конкретную, и закадровую — авторскую.

Внутрикадровая музыка создавала реальную атмосферу времени. Так были решены фильмы

  • «Депутат Балтики»
  • «Комсомольск»
  • «Петербургская ночь»
  • «Мы из Кронштадта» и др.

Наиболее органичной музыкальной формой внутрикадровой музыки стала песня. В одних фильмах она становилась лейтмотивом

  • «Песня о Встречном» в фильме «Встречный»
  • «Песня о Родине» в фильме «Цирк

В других разные песни объединялись единой лейтинтонацией – например, как в кинокартине «Чапаев».

В фильме с закадровой музыкой, при звукозрительной организации материала, музыка стала самостоятельным элементом, раскрывающим часть общего содержания кинопроизведения (музыка Д. Шостаковича к кинокартине «Одна» и др.).

Большое значение для киноискусства имела работа в кино композитора С. Прокофьева. В результате творческого содружества С. Эйзенштейна и Прокофьева были созданы фильмы «Александр Невский» и «Иван Грозный», отличающиеся строгой продуманностью общей музыкальной концепции, точностью мелодических решений в каждом эпизоде.

Музыка в кинематографе 50—60-х годов

В кинематографе 50—60-х гг. внутрикадровая и закадровая музыка получили дальнейшее развитие. Внутрикадровая, сохраняя за собой функции создания атмосферы фильма, стала способом выражения авторского отношения к героям и событиям. Закадровая обретает в контексте произведения всё более важную смысловую роль, нередко находится в сложной связи с изображением (так, например, во французском фильме «Четыреста ударов» музыка не столько проявитель, сколько сдерживатель эмоций).

Закадровая музыка к фильму

Закадровая музыка раскрывает философское содержание фильма, выражает его основную мысль. Нередки случаи, когда режиссёр обращается к классической музыке, вводит в кинокартину известные музыкальные произведения:

  • «Рассказы о Ленине»
  • «Последние письма»
  • «Приговорённый к смерти бежал»
  • «Расёмон» и др.

Некоторые режиссёры стали отказываться от использования музыки. Продуманное исключение ведёт к совершенствованию изобразительной части, к экспериментам с «пластической музыкой» (по выражению С. Эйзенштейна).

В современном кинематографе значительное место занимают музыкальные фильмы, в которых музыка становится драматургической основой действия.

Советские композиторы

Большой вклад в развитие музыки для кино внесли выдающиеся советские композиторы:

  • И. Дунаевский
  • Н. Крюков
  • С. Прокофьев
  • А. Хачатурян
  • Д. Шостакович
С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян, 1945 год
С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян, 1945 год

В 60-е и 70-е гг. в советском кино работает большой отряд композиторов:

  • В. Баснер
  • Н. Каретников
  • А. Петров
  • Г. Свиридов
  • М. Таривердиев
  • Б. Чайковский
  • А. Шнитке