Упражнения на сенсорную память

Что такое сенсорная память

Сенсорная память человека – это один из трех типов оперативной памяти мозга, которая позволяет нам чувствовать и воспринимать мир. Она отвечает за сохранение информации, воспринятой через пять основных чувств – зрение, слух, обоняние, вкус и осязание и позволяет человеку запоминать и анализировать информацию, воспринятую в прошлом, и использовать ее для принятия решений в настоящем. Исследования показывают, что сенсорная память имеет ограниченную вместимость и может сохранять ограниченное количество информации в течение короткого времени. Однако эту информацию можно сохранить в долговременной памяти, если она имеет для нас значение.

Развитие сенсорной памяти

Основные упражнения на сенсорную память, их последовательность и комбинации Ли Страсберг разработал и преподавал, чтобы улучшить концентрацию и восприимчивость методом стимуляции воображения, импульсов, жестов и поведения, питающих творческий процесс, в противоположность фальшивому механистическому копированию реальности.

Назначение упражнений на сенсорную память

С помощью этих упражнений, захватывающих вашу волю и чувства, вы учитесь физической и умственной дисциплине. Кроме того, упражнения дают возможность занять ум и тело на продолжительное время, используя воображаемые предметы и действия. Включенный ум использует каждое из чувств, позволяя лучше их осознать. Когда вы поглощены упражнением, вы начинаете воспринимать всю красоту окружающих вас предметов, и это понимание задает глубину вашей работе, а органы чувств превращаются в ворота для ощущений и эмоций. 

Когда вы делаете упражнения, ваше внимание в каждый настоящий момент сосредоточено наподобие того, как это происходит в дзен. Вы смело можете использовать упражнения, чтобы повторно вызывать у себя чувства и ощущения, которые наполнят ваших персонажей и сценарий смыслом.

Каждое из упражнений, для такого понятия, как сенсорная память, позволит вам добиваться убедительной воображаемой реальности благодаря вашим наблюдениям за тем, что вы видите, слышите, ощущаете, осязаете и чувствуете на вкус. Эти чувства неодинаково развиты у разных людей или не настолько надежны, чтобы воспринимать и интерпретировать жизнь, и упражнения помогут выяснить, какие из ваших чувств развиты лучше или хуже и какие из них вам легче всего использовать.

Тренинги предполагают, что вы делаете выбор и оцениваете, какие чувства у вас работают, а какие — нет. Главной проверкой того, как вы используете чувства, станет сценическая работа, где вашей целью будет восприятие мира вашего персонажа, применяя все запомнившиеся и воображаемые ощущения. Обращение к этим чувствам невозможно в спешке, осознание требует времени и терпения.

Внешний и внутренний стили актёрской игры

Страсберг часто указывал на различия между внешним и внутренним стилями игры и отдавал предпочтение внутреннему, когда актер воссоздает и заново переживает настоящую или запомнившуюся реальность, а не имитирует ее. Распространено ошибочное представление о Страсберге и его Методе: что он считает неважными внешние аспекты спектакля. Это не так, и вы в этом убедитесь.

Внешний стиль игры иногда хорош, говорил Страсберг, включая декламацию строк, передающих смысл слов, когда строки в сценарии — главный мотиватор. Однако внутренний подход в Методе, подразумевающий, что вы полагаетесь на ситуацию и ее подтекст во всех их чувственных деталях, предназначен для того, чтобы придать строкам истинную неподдельность. Слова автора священны, а актеры — вы — должны проявить их смысл.

Отважно используйте упражнения на сенсорную память, копаясь в собственных чувствах и ощущениях, чтобы вдохнуть жизнь в персонажа. Будьте изобретательны, выполняя упражнения, хватайтесь за всякую возможность развить новые или недостаточно развитые у вас качества, Качества, к которым надо стремиться, — способность к сопереживанию, любопытство, отвага, кураж, дерзость, самоанализ.

Цель упражнений на сенсорную память

В то время как основные упражнения на чувственную память имеют целью активизировать ваши физические чувства, вполне естественно, что последуют и эмоциональные реакции, возможно сильные. В начале тренинга не стремитесь работать ради эмоций или задерживаться на них. Признайте существование эмоций и запускающие их факторы, но не более того. Возвращайтесь к работе с ощущениями. Усложненные упражнения призваны стимулировать и физические, и эмоциональные реакции.

«Абстрактное или дополнительное движение» и «Выговаривание»

Возможно и даже естественно, что вы можете ощущать зажим или неспособность сосредоточиться. Может обнаружиться, что даже расслабление не помогает восстановить нужное состояние. Для таких ситуаций Страсберг разработал две уже упомянутые процедуры, называемые «Абстрактное или дополнительное движение» и «Выговаривание», Когда вас одолевают самокритика и дезориентация, вы можете применить эти техники, чтобы преодолеть эти состояния и добиться выразительности.

«Абстрактное или дополнительное движение»

Абстрактное или дополнительное движение позволит вам сохранять контроль над вашим актерским инструментарием и принимать реальность момента — справляться с проблемой с помощью физического движения и концентрации. Идея добавить движение заключается в том, чтобы научить ваш мозг подчиняться множественным командам при сохранении объекта внимания.

Вы делаете конкретное движение — руки в стороны на уровне плеч, кисти рук расслаблены и свисают, Одновременно вы делаете махи ногами, каждой поочередно, — вверх и в сторону. Вы делаете эти движения для того, чтобы сломать привычный алгоритм: то, как вы обычно поднимаете ваши руки и ноги. В то же время вы издаете громкие звуки, идущие прямо из груди, как во время релаксации: «Ха!» и «Ах!» Звук и движение идут вразрез с тем, что вы делаете в вашем упражнении, и это позволяет вам прорваться через помехи, снять напряжение, связанное с ним, и после этого вернуться к занятиям, Когда вы ломаете привычку невыражения, производя звук и движение, вы возвращаете утерянный контроль. Это раскрепощает вас и физически, и эмоционально и закаляет вашу волю.

«Выговаривание»

Процедура под названием «Выговаривание», направленная на проблемы и препятствия, с которыми вы сталкиваетесь, применяется как во время упражнений, так и в сценической работе. Когда вы выговариваетесь, вы должны громко сказать, что вы испытываете, а потом собрать волю в кулак и вернуться к упражнениям или к сцене. Использование абстрактного движения и выговаривания, самопроверки и саморефлексии способствует осознанию. 

Исповедальный характер высказывания целебен для души. Вы делаете сознательные конкретные шаги, чтобы увидеть проблему, мешающую вам сохранять естественность, и устранить ее. Педагоги и режиссеры должны заметить утрату выразительности и зажимы у актера и предложить ему проделать эти процедуры.

Рекомендации по тренингу

Во время ваших домашних занятий начинайте с различения качеств и ощущений от обычных предметов. Находясь в классе, вы будете работать с воображаемыми объектами. Для каждого упражнения есть конкретные рекомендации по выполнению, надо ли делать его с открытыми глазами или закрытыми, стоя или сидя и как долго. Выполнив все упражнения, подумайте, от каких органов чувств исходили импульсы и поведение, которые могут пригодиться в последующей работе. Запишите наблюдения в свой дневник.

В описаниях упражнений и повсюду в этом руководстве я подчеркиваю, как важно сосредоточивать внимание на одном чувстве в каждый конкретный момент. Это дает возможность тщательно, детально, неторопливо исследовать ощущения, что может не восприниматься как нечто нормальное, но это важно для тренинга. Замедление имеет дополнительное преимущество — оно оттачивает движения, которые дают настоящее ощущение жизни, а не ее имитацию. Упражнения действуют как катализатор в раскрытии разных сторон вашей личности и возникновении новых и необычных идей, а это в конечном итоге ведет к тому, что вы начинаете думать, как ваш персонаж.

Актерский комментарий

Я всегда думал, что мне очень паршиво удается наблюдать детали и удерживать внимание на чем-то, не отвлекаясь на кучу всякой ерунды. Что меня поразило при начальных упражнениях, и я сразу запомнил, как после упражнения на расслабление мне удалось с легкостью сосредоточивать внимание на каждой детали. Время пролетело очень быстро, и при этом я гораздо меньше, чем обычно, отвлекался. Мой мозг прислушивался к самому себе, и я заметил, как сопротивление улетучилось. В какой-то момент я понял, что не ощущаю запахов, и меня это огорчило, но я не прекращал попыток и неожиданно начал слышать звуки из своего детства. Никогда не думал об опыте восприятия всего так близко и всеми органами чувств. Для меня было откровением узнать, что восстановленная в воображении реальность может привести вас в мир вашего персонажа.

Комментарий драматурга

Как драматург, который учился сначала на актера в Институте Страсберга, я обдумываю текст так же, как делал это, работая над образом персонажа, когда собирался быть актером. Я стараюсь найти эмоциональную правду, связанную с моим личным опытом, и использую свою чувственную память, чтобы описать конкретные детали, которые можно вспомнить только через ощущения. Эта работа помогает одушевить персонажи и позволяет мне подобраться к ним из моей повседневности. Когда я пишу, я тоже использую упражнения, чтобы обнаружить в себе те зоны боли или радости, которые хочу исследовать. Тренинг помог мне раскрыться как артисту в широком смысле слова и понять собственные убеждения и желания. Тренинг Страсберга не настолько специфичен, чтобы его нельзя было применить к другим дисциплинам, помимо актерской игры.

Основные упражнения на сенсорную память 

Напиток на завтрак

Зеркало

Острый вкус

Резкий запах

Три материала

Раздевание и одевание: белье, обувь и носки

Солнечный свет

Острая боль

Звук

Общие ощущения

  • Душ или ванна
  • Невыносимые жара или холо
  • Сильный ветер
  • Опьянение