Упражнение «Раздевание и одевание»

Упражнение «Раздевание и одевание»: назначение

Упражнение «Раздевание и одевание: белье, обувь и носки» состоит в том, что вы автоматически выполняете ежедневные действия, те, что обычно совершаете в спешке, не осознавая то, что делаете. В конечном итоге это становится привычкой, и вы не обращаете внимания на детали, например, на то, как движутся ваши мышцы или как те или иные части тела ощущают материал или воздух, пока вы надеваете или снимаете свои башмаки, носки или белье.

Поскольку эти действия обычно совершаются на автопилоте, тогда как ваш ум занят обдумыванием других вещей, то, заставив себя фокусироваться на каждой детали своих ощущений, вы можете сделать для себя открытия и обнаружить чувственную реальность каждого момента.

Как и в случае трех материалов, одевание и раздевание — это деятельность, сосредоточенная на некотором наборе движений. Одна из наиболее полезных функций человека, который следит за тем, как актер выполняет упражнение, — это замедлить темп и предоставить условия и время для того, чтобы он обращал внимание на каждую деталь.

Страсберг предназначал Упражнение «Раздевание и одевание: белье, обувь и носки» для тех моментов, когда не срабатывали в полной мере упражнения на чувственную память или когда наблюдались сложности: не хватало терпения, концентрации, осознания ощущений, необходимых для выполнения упражнения. Мы не заставляем вас повторять это упражнение, если оно у вас «не получается». Вы двигаетесь по порядку, если учитель не сочтет, что вы должны повторить попытку по каким-то особым причинам. Развитие некоторых ощущений требует больше времени, и это зависит от вашей природной чувствительности.

Когда базовые упражнения на сенсорную память работают недостаточно хорошо или есть сложности с реакцией на «Три материала» или «Раздевание и одевание», Страсберг предлагал актерам перескакивать вперед через одно-два упражнения, чтобы улучшить концентрацию, активизировать тем самым ощущения и взять их под контроль. Это могли быть упражнения «Момент уединения» или «Животное».

Порядок выполнения упражнения

  1. Подготовьтесь к упражнению дома, очень медленно надевая и снимая настоящее белье, обувь и носки в течение 30 минут и внимательно наблюдая за своими ощущениями во всех деталях. В классе вы работаете только с воображаемыми предметами.
  1. С закрытыми глазами медленно исследуйте каждый предмет, проявляя фантазию. Пусть вещи ведут себя не так, как обычно. Не имитируйте то, что вы делаете обычно с реальными предметами дома. Смотрите на ваши действия свежим взглядом и изо всех сил старайтесь делать все максимально обстоятельно.
  1. Задавайте себе такие, например, вопросы: каковы вес, запах, текстура всех предметов? 
  1. Почувствуйте, тяжелые ли они, легкие, колючие, мягкие, толстые, тонкие, прозрачные, шелковистые.
  1. Какого они цвета? 
  1. Насколько плотный материал? 
  1. Ваши ладони, ступни, пальцы, пальцы ног работают, либо надевая эти вещи, либо снимая их; завязывая или развязывая шнурки; застегивая молнии, ремни, кнопки, крючки. 
  1. Расправляйте и прилаживайте все как следует. Завязывая и развязывая шнурки, обратите внимание, нитяные они или кожаные. Мягкие или жесткие? Что вы чувствуете, обнажая или закрывая каждую часть тела? Удобно ли вашим ступням или они сдавлены?
  1. Осознавайте ощущения каждой ступни, голени, пальцев ног. Разделяйте их мысленно и в своих ощущениях. 

Страсберг говорил нам каждый день, что каждая часть тела способна испытывать независимые ощущения. Двигаясь, не забывайте обращать внимание на то, что делают ваши мышцы. Болит ли ваша спина, когда вы поворачиваетесь? Как всегда, делайте записи о том, какие стороны упражнения привлекли ваше внимание или вызвали необычные ощущения.

Актерский комментарий

Мне не понравилось разглядывать себя в упражнении с зеркалом, и меня отвлекали воспоминания о том, что, когда я рос, у нас была всего одна ванная комната, и, если я слишком долго смотрел в зеркало, в дверь стучали и меня поторапливали. Для меня было облегчением перейти к упражнению с обувью и носками, гораздо более естественному для меня. Я воображал, что натягиваю носки одинакового цвета, проверяю, чтобы пятки и носки были там, где положено, а заштопанные мамой места не натирали ступни. Я натягивал ботинки, которые люблю полировать, и нюхать обувной крем мне нравится. Очень внимательно проверял, хорошо ли завязаны шнурки. Я знаю, что это немного попахивает одержимостью навязчивыми идеями, но для меня все эти детали были очень важны. Не замечал, что в комнате есть кто-то еще, кроме меня. Я так увлекся, что забыл обо всем вокруг, делая это упражнение.