Сюжет

Сюжет

СЮЖЕТ художественного фильма — основное средство раскрытия содержания фильма, воплощения замысла кинодраматурга. По сути это состав событий (фабула), система отношений между героями, развитие их характеров.

Взаимосвязь сюжета в кино, литературе и драматургии

Кинематографическая теория опирается на традиции литературоведения. Основоположники советской теории кинодраматургии

  • Валентин Туркин
  • Натан Зархи
  • Сергей Эйзенштейн

в своих трудах утверждали взаимосвязь и взаимовлияние сюжета в кино, литературе и драматургии. При этом они выявляют специфические особенности этого понятия в кинематографии.

Благодаря особой природе киноискусства в кинематографии при создании сценариев используются традиции

  • драмы
  • поэзии
  • прозы

Возможность широкого, многопланового действия, сложных переходов во времени, воплощения исторических событий как движущих сил, проникновения в духовный мир человека определяет появление сюжетов, в которых сложно переплетаются элементы

  • драмы
  • эпоса
  • лирики

Движущая сила развития сюжета – драматический конфликт, воплощение диалектических жизненных противоречий. Способы развёртывания конфликта в кино многообразны и в значительной степени обусловлены жанром произведения.

Сюжет и действительность

Один из центральных вопросов теории сюжета – отношение его к действительности. В реалистическом произведении он опирается на жизненные связи и отношения. Отражая эти связи, кинодраматург проникает в их суть. Содержательность и значительность определяется глубиной постижения жизненных закономерностей. Сюжет внутренне неподвижен, если он строится как цепь подтверждений готового, заранее сформулированного логического тезиса и не может выразить живую поэтическую мысль. Это свидетельствует об отсутствии в фильме глубокого содержания. Если жизнь воспроизводится в её случайных, хаотических проявлениях, ограничивающийся соблюдением внешнего правдоподобия, такой подход также не выполняет своей задачи.

В сюжете фильма могут развиваться несколько внешне не зависящих друг от друга линий, скреплённых внутренним единством. Иногда возможно их обособление в отдельные новеллы. Наравне с причинно-следственными связями между эпизодами и линиями, развитие сюжета поддерживают

  • ассоциативные связи
  • сопоставления
  • контрасты

Интрига, острое внешнее столкновение как средство развёртывания сюжета иногда уступает место более сложной структуре. Завязка не всегда выражается в событии, нарушающем внешний ход жизни героев. Она как бы выносится за рамки повествования, а фабульную канву фильма составляет движение жизни в её внешней обыденности. Фабульная развязка может предшествовать началу событий фильма. Эпизоды фильма и вся кинокартина в целом иногда не завершаются каким-либо событием.

Большое значение при этом приобретают

  • эпизоды
  • персонажи
  • детали

не оказывающие прямого влияния на ход событий и судьбы героев. Такое построение условно называют сюжетом «свободной композиции», или «ослабленной фабулы», или «открытой темы».

Однако и для такого случая предлагается внутреннее

  • единство
  • развитие и нарастание действия
  • драматический конфликт

Идейно-художественный замысел фильма должен получить в сюжете исчерпывающее выражение и завершение. Перенос внимания с самого события на его внутреннее содержание имеет целью побудить зрителя к размышлениям, повысить активность его восприятия.

Сюжет «от первого лица»

Бывают сюжеты, основанные как бы на рассказе от первого лица. Изображаемые в них события преломлены в сознании персонажа. Хронологичность и логическая последовательность событий нарушается, их ход подчинён логике развития мысли героя. Существуют сценарии, целиком написанные от первого лица, а также основанные на сочетании двух линий — объективного действия и субъективного рассказа, размышления автора или героя, раскрывающего глубинное содержание изображаемых событий.

Поиск новых путей развития

Развитию киноискусства сопутствует усложнение и обогащение сюжета. Возникновение «свободного» сюжета или такого, развитие которого уподоблено внутреннему движению мысли, связано с поисками киноискусством новых путей углубления содержания. А недооценка приводит на практике к бессмысленному копированию явлений жизни, к исчезновению авторской позиции, к отрицанию общественной функции искусства.