СЮЖЕТ художественного фильма — основное средство раскрытия содержания фильма, воплощения замысла кинодраматурга. По сути это состав событий (фабула), система отношений между героями, развитие их характеров.
Взаимосвязь сюжета в кино, литературе и драматургии
Кинематографическая теория опирается на традиции литературоведения. Основоположники советской теории кинодраматургии
- Валентин Туркин
- Натан Зархи
- Сергей Эйзенштейн
в своих трудах утверждали взаимосвязь и взаимовлияние сюжета в кино, литературе и драматургии. При этом они выявляют специфические особенности этого понятия в кинематографии.
Благодаря особой природе киноискусства в кинематографии при создании сценариев используются традиции
- драмы
- поэзии
- прозы
Возможность широкого, многопланового действия, сложных переходов во времени, воплощения исторических событий как движущих сил, проникновения в духовный мир человека определяет появление сюжетов, в которых сложно переплетаются элементы
- драмы
- эпоса
- лирики
Движущая сила развития сюжета — драматический конфликт, воплощение диалектических жизненных противоречий. Способы развёртывания конфликта в кино многообразны и в значительной степени обусловлены жанром произведения.
Сюжет и действительность
Один из центральных вопросов теории сюжета — отношение его к действительности. В реалистическом произведении он опирается на жизненные связи и отношения. Отражая эти связи, кинодраматург проникает в их суть. Содержательность и значительность определяется глубиной постижения жизненных закономерностей. Сюжет внутренне неподвижен, если он строится как цепь подтверждений готового, заранее сформулированного логического тезиса и не может выразить живую поэтическую мысль. Это свидетельствует об отсутствии в фильме глубокого содержания. Если жизнь воспроизводится в её случайных, хаотических проявлениях, ограничивающийся соблюдением внешнего правдоподобия, такой подход также не выполняет своей задачи.
В сюжете фильма могут развиваться несколько внешне не зависящих друг от друга линий, скреплённых внутренним единством. Иногда возможно их обособление в отдельные новеллы. Наравне с причинно-следственными связями между эпизодами и линиями, развитие сюжета поддерживают
- ассоциативные связи
- сопоставления
- контрасты
Интрига, острое внешнее столкновение как средство развёртывания сюжета иногда уступает место более сложной структуре. Завязка не всегда выражается в событии, нарушающем внешний ход жизни героев. Она как бы выносится за рамки повествования, а фабульную канву фильма составляет движение жизни в её внешней обыденности. Фабульная развязка может предшествовать началу событий фильма. Эпизоды фильма и вся кинокартина в целом иногда не завершаются каким-либо событием.
Большое значение при этом приобретают
- эпизоды
- персонажи
- детали
не оказывающие прямого влияния на ход событий и судьбы героев. Такое построение условно называют сюжетом «свободной композиции», или «ослабленной фабулы», или «открытой темы».
Однако и для такого случая предлагается внутреннее
- единство
- развитие и нарастание действия
- драматический конфликт
Идейно-художественный замысел фильма должен получить в сюжете исчерпывающее выражение и завершение. Перенос внимания с самого события на его внутреннее содержание имеет целью побудить зрителя к размышлениям, повысить активность его восприятия.
Сюжет «от первого лица»
Бывают сюжеты, основанные как бы на рассказе от первого лица. Изображаемые в них события преломлены в сознании персонажа. Хронологичность и логическая последовательность событий нарушается, их ход подчинён логике развития мысли героя. Существуют сценарии, целиком написанные от первого лица, а также основанные на сочетании двух линий — объективного действия и субъективного рассказа, размышления автора или героя, раскрывающего глубинное содержание изображаемых событий.
Поиск новых путей развития
Развитию киноискусства сопутствует усложнение и обогащение сюжета. Возникновение «свободного» сюжета или такого, развитие которого уподоблено внутреннему движению мысли, связано с поисками киноискусством новых путей углубления содержания. А недооценка приводит на практике к бессмысленному копированию явлений жизни, к исчезновению авторской позиции, к отрицанию общественной функции искусства.