Упражнение «Зеркало»

Об упражнении 

Упражнение «Зеркало» – его лучше назвать «Зеркало/Макияж/Бритье» – более личное в сравнении с упражнением «Напиток на завтрак» в том смысле, что оно подразумевает ваше визуальное восприятие самих себя. Страсберг говорил нам, что прежде, чем понять своего персонажа, актер должен понять себя. Развивая привычку быть внимательным, сосредоточиваясь на разных заданиях в ходе выполнения упражнений, вы не просто проделываете движения, имитируя поведение, а действительно ощущаете их сенсориально.

Вы можете забеспокоиться, увидев себя в воображаемом зеркале, что может говорить о вашей неспособности по-настоящему видеть себя в реальной жизни. Если возникают трудности с этим упражнением, не надо повторять его снова и снова, так как это может привести вас к фрустрации, Двигайтесь дальше, а потом можете вернуться к нему в другое время,

Как и в других упражнениях на чувственную память, если вы не можете сосредоточиться (из-за самоанализа, скуки, тревоги, усталости), вернитесь к упражнениям на расслабление на несколько минут, сосредоточьтесь и продолжайте,

Еще один плюс упражнений с зеркалом состоит в том, что вы начинаете использовать реальные или воображаемые отражения регулярно в вашей сценической или кинематографической работе для достижения определенного состояния. Освоив это упражнение, вы сможете воображать все, что вам угодно, глядя в зеркало или сквозь воображаемое окно.

Делайте записи в вашем дневнике о результатах упражнений и о ваших реакциях на будущее.

Порядок выполнения упражнения «Зеркало / Макияж / Бритье» 

Когда вы дома, можно подготовиться к упражнению с зеркалом, разглядывая свое лицо снизу вверх в реальное зеркало, изучая рот, губы, нос, уши, глаза, волосы и брови. Не бойтесь выискивать и изучать несовершенства, пятна, шрамы, веснушки, родинки, изъяны, очертания вашей бороды или усов и морщины, делая это в течение получаса. Что вам нравится и что не нравится в вашем лице?

  1. Подумайте, что вы хотели бы изменить. Более внимательно приглядитесь к тем деталям и частям лица, которые обычно не изучаете.
  2. Если у вас борода и обычно вы не бреетесь, подумайте, а не сбрить ли ее, чтобы испытать шок от новых и незнакомых ощущений и мыслей.
  3. Обратите внимание на тонкости: например, на то, что нижняя или верхняя губа либо правая или левая стороналица могут отличаться чувствительностью или формой.
  4. Нанесите реальный макияж и побрейтесь перед реальным зеркалом, но намного медленнее, чем обычно. Иногда я говорю, «как в замедленном кадре», чтобы было понятно. Спешка ведет к имитации и размазыванию впечатления.
  5. Каков вес пудры или помады, ощущение от бритвенного станка или лезвия, текстура румян или крема?
  6. Для проработки упражнения в классе вы делаете то же самое с открытыми глазами, но с воображаемыми зеркалом и предметами. Руки находятся на некотором расстоянии от тела, не касаясь его. 
  7. Выполнив упражнение на расслабление, сядьте на стул перед воображаемым зеркалом и молча разглядывайте себя. В течение примерно десяти минут представляйте себе каждую свою черту так, как вы делали это дома перед реальным зеркалом. Вы знаете собственное лицо хорошо и то, что вам нравится и не нравится в нем.
  8. Начинайте методически, медленно и целенаправленно проходить каждый этап воображаемого нанесения макияжа или бритья на протяжении примерно часа. 
  9. Чтобы заполнить это время, сосредоточивайте внимание на мельчайших деталях, фокусируясь на всех органах чувств, на том, что вы видите, слышите, осязаете, обоняете, чувствуете на вкус. 
  10. Задавайте себе вопросы о том, какие ощущения вы испытываете, имея дело с каждым очередным предметом. Какие ощущения вызываету вас кисточка для румян, когда вы держите ее в руке, когда прикасаетесь к лицу, щекам?
  11. Представьте себе легкий хлопок при вытаскивании щеточки для ресниц из тубы с тушью. Какие запах, вес, текстура, цвет каждого предмета, которым вы пользуетесь? Начинайте наносить воображаемый макияж очень медленно, но не касайтесь в реальности своего лица.

Если в упражнении вы бреетесь, ощутите вес и запах крема для бритья, кисточки, контейнера и бритвы. Представьте себе звук лезвия или кисточки на своей коже, воду, льющуюся из-под крана, хлюпанье при попадании ее в сток; вообразите, как бритва очищается под струей воды, вид сбритых волосков в креме для бритья, температуру воды и освежающее или смягчающее чувство на коже от лосьона после бритья, красный цвет крови от пореза на полотенце или в фарфоровой раковине.

Делайте все медленнее, чем в жизни. Вам предстоит упражняться в течение часа, так что не спешите, а заодно расслабляйтесь. Не допускайте мимики при выполнении упражнений. 

Если хотите, воображайте предметы в руке или в воздухе. Поспешность — большая ошибка, и она ведет к копированию. Готова повторять это снова и снова: не спешите. Если вы из тех, кто привык все делать второпях, такая методичная, замедленная работа дается очень непросто, особенно в наш век. Но, одолев себя, вы будете поражены результатом и, отказавшись от привычки спешить, откроете для себя новые возможности.

Поскольку упражнение «Зеркало/Макияж/Бритье» по сути личное и связано с вашим визуальным образом и самоощущением, вполне естественно, что эмоции по поводу собственной внешности и ее восприятие автоматически распространяются и на игру. Некоторые могут начать рыдать, и тут нет ничего необычного. В поведении людей заложена неоднозначность их отношения к самим себе, но не в этом цель упражнения. Не потакайте себе. Не давайте эмоциям выйти из-под контроля. Если такое случится, дышите, издавайте звуки, двигайтесь, сделайте шаг назад к расслаблению, а потом возвращайтесь к упражнениям и не сдавайтесь.

Актерский комментарий

Я брился в это утро впервые за долгое время и заметил, что после выполнения упражнения с зеркалом мои движения и мысли невероятно замедлились, словно это замедленное видео со мной. Я ощущал прикосновение и слышал звук бритвы на лице, чувствовал запах крема для бритья. Хотя я не касался лица, я почувствовал покалывание и щекотание на носу и правой стороне лица, и моя рука потянулась почесать их. Это казалось так знакомо. Я сопротивлялся этому желанию, а зуд усиливался. Пока я пялился в воображаемое зеркало, а желание поскрести лицо росло, я понял, что постоянно трогаю или тру лицо в жизни. На протяжении всего упражнения я постоянно боролся с этой привычкой. Спустя минуту или две после его окончания я понял, что бессознательно пытаюсь сделать это опять. На этот раз я осознавал это и отвел руку назад. Я чувствовал себя героем, словно выстоял в борьбе с вражьей силой и одержал победу.